МФ: Оправдал ли себя интернет-трейдинг как проект на украинском фондовом рынке?
А.Т.: По моему мнению, несколько сложно давать категоричный ответ на вопрос, оправдал ли интернет-трейдинг себя или нет. Так, вместе с интернет-трейдингом инвестору дали возможность в неком режиме реального времени покупать и продавать ценные бумаги. Если инвестор пользуется этой технологией, то, наверное, она ему интересна. И, наверное, он интересен рынку. В таком случае можно сказать, что интернет-трейдинг как проект успешен и оправдан. В то же время мы можем говорить об упрощении доступа инвесторов на этот рынок. Это может быть как физлицо, так и юрлицо, которое при наличии своих терминалов, договоров может совместно с торговцем покупать или продавать какие-то инструменты. С этой точки зрения также можно сказать, что любое технологическое решение, которое упрощает доступ инвестора, конечно же, себя оправдывает.
Касательно объемов, то здесь можно утверждать, что эти показатели растут пропорционально росту торгов на «Украинской бирже» («УБ») и ПФТС. Так, объем роста по безадресным заявкам за 2011 год на «УБ», например, составил 40 млрд грн, что является очень неплохим показателем. Растет и количество интернет-трейдеров: если на конец 2009 года на «Украинской бирже» торговало лишь 1,5 тыс. частных инвесторов, то сейчас их численность выросла до 10 тыс. При этом выросла и их значимость для фондового рынка в целом. Сейчас доля частных инвесторов в общем объеме фондовых торгов на «УБ» достигла 40%.
На данном этапе у нас есть все основания полагать, что до конца 2012 года такая динамика сохранится. В первую очередь темпы роста интернет-трейдинга зависят от макро- и микроэкономических показателей в целом. Поскольку мы наблюдаем постепенный подъем в экономике страны, можно утверждать, что это позитивно скажется и на интернет трейдинге на отечественных фондовых биржах.
МФ: Какие дальнейшие перспективы развития интернет-трейдинга?
А.Т.: Рассмотрим ситуацию применительно к интернет-трейдингу: есть некий инвестор, который хочет самостоятельно торговать на рынке. И я считаю, если он самостоятельно осуществляет инвестиции, которые приносят ему какой-то позитивный финансовый результат, то, наверное, у интернет-трейдинга есть перспективы развития.
Можно предположить, что в процентном соотношении и в абсолютных величинах все показатели интернет-трейдинга будут расти. Думаю, что перспективы развития украинского интернет-трейдинга, безусловно, есть, и они значительны. В то же время стоит отметить, что показатели, вероятнее всего, будут увеличиваться постепенно, без каких-либо резких изменений. Надеюсь, что мы можем ожидать притока частных инвесторов в этот сегмент благодаря продвижению и реализации Программы финансовой грамотности, которая разрабатывается Агентством по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (АРИФРУ) и НКЦБФР.
МФ: Как развита сейчас нормативная база, регулирующая интернет-трейдинг?
А.Т.: Деятельность интернет-трейдеров на данный момент осуществляется в рамках правил (условий) осуществления деятельности по торговле ценными бумагами: брокерской, дилерской деятельности, андеррайтинга, управления ценными бумагами и положения о функционировании фондовых бирж. То есть интернет-трейдинг регулируется общими регуляторными нормами деятельности торговцев ценными бумагами. В то же время сейчас комиссией рассматривается возможность принятия отдельной регуляторной базы, которая касалась бы интернет-трейдинга, и регламентировала работу компаний, предоставляющих такие услуги. Об этом идет речь в программе развития фондового рынка на 2012-2014 годы, которая на данный момент находится на подписи у Президента.
МФ: А когда украинские интернет-трейдеры смогут работать на иностранных биржах?
А.Т.: Теоретически на иностранных биржах они могут работать хоть сейчас, но для этого нужно законно вывести деньги за границу с соответствующими разрешениями, открыть счет в иностранном банке, приехать в этот банк, внести определенную сумму, иметь какой-то набор регламентаций, исходя из которых и открывается счет. Работа интернет-трейдера за рубежом будет построена по тому же принципу, по которому работает интернет-трейдер внутри страны: у него должен быть договор с брокером, аккредитованным той или иной биржей.
Отмечу, что сейчас, например, в комиссии готовится документ, который позволит профучастникам открывать филиалы за пределами Украины. В рамках этого положения планируется дать возможность профучастникам работать за границей. При этом данный документ подробно разъяснит, как эта деятельность будет контролироваться, по каким пунктам компании будут отчитываться перед НКЦБФР, и нормы, по которым смогут работать, включая, разумеется, нормы законодательства той страны. Потому мы не исключаем, что и в отношении интернет-трейдинга будет разработан документ, позволяющий осуществлять деятельность за границей.
Стоит отметить, что комиссия перманентно работает с участниками рынка над расширением инструментария для возможностей инвестирования частных клиентов внутри страны. Важно понимать, что одной из задач такой работы, равно как и одной из целей регуляторной деятельности комиссии в данном направлении, является привлечение и удержание трейдеров на украинских площадках и развитие трейдинга внутри страны на украинском фондовом рынке.
МФ: В последнее время много говорили о кросс-листинге. Есть ли какие-то результаты?
А.Т.: В первую очередь необходимо определиться, что такое кросс-листинг? К примеру, сейчас на сайте комиссии обязательную процедуру общественного обсуждения проходит проект изменений в положение о функционировании фондовых бирж. Этот документ четко предусматривает возможность попадания внутренних иностранных ценных бумаг в листинг украинских фондовых бирж. Также в нем есть определенные критерии по отношению к биржам. Кроме того, там сняты предварительные требования, связанные с необходимостью получения определенного объема торговых инструментов, которые попадают в листинг. И, соответственно, возникает уже другой вопрос — не относительно листинга, а касательно допуска этой бумаги на украинский рынок.
В этой части мы сейчас продолжаем диалог с Нацбанком на предмет самого положения о допуске иностранных ценных бумаг на отечественный фондовый рынок. Надеюсь, что уже очень скоро мы придем к консенсусу.
МФ: Сегодня мелкие трейдеры имеют в своем арсенале акции, фьючерсы и опционы на фьючерсы. Как Вы считаете, этих инструментов достаточно? Стоит ли ожидать новых инструментов?
А.Т.: Мы активно работаем над расширением линейки возможностей существующих финансовых инструментов — как ценных бумаг (государственных, муниципальных, корпоративных), так и различных производных инструментов. Но базовым вопросом является не столько нехватка видов инструментов, сколько привлечение инвесторов, заинтересованных в инвестировании в такие инструменты, и их стимулирование к использованию именно инструментов фондового рынка для осуществления своих инвестиций.
Соответственно, если мы рассматриваем акции, то можем констатировать достаточно большое количество эмитентов в Украине. Но не все из них торгуются, не все эмитенты заинтересованы в том, чтобы эти бумаги были в обращении. У инвесторов возникают вопросы и по отношению к облигациям: покупать, не покупать, насколько это рискованно с учетом известных случаев невыполнения обязательств эмитентом.
Поэтому сложно говорить, что инструментов достаточно. Естественно, их нужно развивать. Но более остро стоит вопрос расширения списка «открытых» эмитентов и таких же размещений ценных бумаг. Так, недавно комиссия разработала соответствующую концепцию стимулирования публичных размещений. Конечно же, многое зависит от количества инвесторов, которые есть на рынке. То есть, если на рынке есть достаточно большой объем ликвидности то, конечно же, эмитент будет заинтересован привлечь заимствования с помощью инструментов фондового рынка внутри Украины. И наша цель — способствовать наполнению отечественного рынка инвестиционными ресурсами, в том числе в рамках задач, поставленных программой реформ президента Украины.
МФ: А почему до сих пор нет фьючерса на золото, валютные инструменты? Что комиссия делает в этом направлении?
А.Т.: Этот вопрос на данном этапе корректнее адресовать Национальному банку, ведь именно Нацбанк должен согласовать внедрение такого инструмента. Насколько нам известно, пока документы на работу с золотым и валютным фьючерсом подавала только «Украинская биржа», но согласования Национального банка еще не было.
МФ: На заседании регулятора 10 апреля 2012 года одобрено новое положение о функционировании фондовых бирж. Какие изменения грядут?
А.Т.: В первую очередь обновленный документ предусматривает внедрение кросс-листинга. Кроме того, в положении идет речь о повышении требований к самим биржам, в том числе с точки зрения их технологического потенциала. Предусматриваются также определенные требования, связанные с постоянным объемом торгов и с расчетом разного рода биржевых показателей. Данный регуляторный акт содержит довольно большое количество новаций, в том числе технического характера. Но в целом все они так или иначе должны укрепить деятельность самих площадок.
МФ: Согласно изменениям в это положение, серьезно ужесточаются требования к работе фондовых площадок. Регулятор вводит новое правило: биржа должна результативно, с совершением сделок торговать не менее 240 дней в году. Если она не выйдет на этот результат, то лишится лицензии. Сколько бирж может лишиться лицензии?
А.Т.: Думаю, что этот вопрос достаточно дискуссионный. Но обсуждая его, стоит утверждать, что если на бирже в принципе нет торгов, а у нас есть такие площадки, то, наверное, ей нет смысла иметь лицензию. Если использовать общемировую статистику, то в среднем биржи, входящие во Всемирную федерацию фондовых бирж, имеют «результативные» торги не менее 200 дней в году.
МФ: Чего ожидать тогда торговцам, в частности в сфере лицензирования?
А.Т.: Действительно, не так давно регулятор разработал актуализированные лицензионные условия, сейчас они опубликованы на сайте и обсуждаются с участниками рынка. Где-то они ужесточают условия и повышают ответственность, но такие изменения были внесены комиссией, исходя из тех законов, которые уже были приняты парламентом и вступили в силу. Речь идет о деловой репутации, раскрытии информации о собственниках, согласовании приобретения значительной части капитала. Если говорить конкретно о торговцах, то новые лицензионные условия направлены на повышение прозрачности системы собственников и устанавливают дополнительные требования к специалистам, которые работают в компаниях-торговцах, в том числе с точки зрения и деловой репутации.
В то же время отмечу, что мы установили бессрочные лицензии для профучастников фондового рынка. Это как сэкономит финансовые затраты компаний, работающих на фондовом рынке, так и снизит трудозатраты — и сотрудников регулятора, и участников рынка.
МФ: Недавно комиссия оштрафовала одного торговца за манипуляции. Ожидаются ли в ближайшее время похожие решения?
А.Т.: Да, сейчас существует еще несколько дел, которые рассматриваются сотрудниками комиссии на предмет манипулирования.
МФ: А сколько этих дел?
А.Т.: Как я уже сказал, их несколько штук. Уточню, что во всем мире эти дела рассматриваются «штуками», а не «десятками», «сотнями» и «тысячами». То есть доказательство и правоприменение относительно операций с манипулированием и использованием инсайдерской информации — это такие «эксклюзивные вещи», которых может быть совсем немного, то есть одно-два в течение года на крупнейших рынках в мире. Могу точно сказать, что у нас завтра не будет тысячи дел, связанных с манипулированием при нашем объеме рынка, но то, что комиссия сейчас тщательно мониторит рынок на предмет таких правонарушений — это факт.
МФ: Сейчас идет работа над положением о маржинальной торговле. Какие требования определяет этот документ к торговцам ценными бумагами, и какие у них появятся возможности?
А.Т.: Так, мы в очередной раз утвердили проект этого положения с максимальным учетом интересов участников рынка. В нем есть требования и к участнику торгов, также раскрываются возможности клиентов таких участников, заложен и определенный риск-менеджмент с точки зрения объема средств. Кроме того, мы указали коэффициенты, которые должен рассчитывать брокер для подтверждения своей финансовой стабильности. Потому что в этой ситуации возрастают риски и, соответственно, они перекладываются уже и на других участников биржевых торгов. Для этого устанавливается дополнительное ограничение, связанное с такого рода операциями.
МФ: Какие существовали проблемы со сделками РЕПО?
А.Т.: Если говорить о сделках РЕПО, то действительно: есть несколько компаний, которые не выполняли свои обязательства по этим операциям. К сожалению, мы можем говорить фактически об их банкротстве. По отношению к ним также проводится определенное исследование комиссии.
МФ: Готова ли сейчас украинская фондовая инфраструктура к насыщению ее ликвидностью?
А.Т.: Конечно, готова. В этой части у нас нет никаких вопросов и сомнений. Готовы биржи, депозитарии, хранители… Уверен, что никаких трудностей не возникнет, даже если завтра в тысячу раз увеличится объем средств, которые поступят на рынок и будут обработаны этой инфраструктурой. На отечественном фондовом рынке внедрены достаточно серьезные, а значит надежные программные комплексы, техническая поддержка также на уровне. То есть если говорить с точки зрения отработки учета проведения сделок, их урегулирования, то система работает очень даже достойно. Думаю, что скорое внедрение второго уровня пенсионной реформы покажет инфраструктурную готовность фондового рынка.
МФ: Вы вспомнили о втором уровне пенсионной реформы. Насколько готов украинский рынок к его внедрению? Что комиссия уже сделала в этом направлении?
А.Т.: Рынок, как я уже сказал, готов к ее внедрению. Есть некоторые вопросы макроуровня с точки зрения пенсионной системы, которые отрабатываются без участия комиссии.
Что касается инструментария, то если, условно говоря, завтра этот уровень вступает в силу, основными объектами инвестиций будут инструменты денежного рынка и государственные бумаги — так начинали работать реформированные накопительные пенсионные системы во всем мире. То есть фондовый рынок с пенсионными накоплениями объективно может работать хоть завтра, инфраструктура к этому готова. Конечно, будет лукавством, если я скажу, что большинство эмитентов корпоративного сектора также готовы и интересны для такого консервативного инвестора.
Безусловно, предложенная правительством пенсионная реформа — давно назревшая и необходимая новация. Для многих, кто не изучил данный вопрос, он является спорным. Но при этом я, пожалуй, не буду первым, кто скажет о том, что без таких изменений не то что о росте, о поддержании размеров пенсий на нынешнем уровне в ближайшие годы не может быть и речи. Это объясняется текущей демографической ситуацией: сегодня на 100 человек, осуществляющих отчисления в пенсионный фонд, приходится 93 пенсионера, а уже через 5 лет пенсионеров будет больше 100. И далее соотношение неработающих украинцев к работающим будет только увеличиваться.
МФ: Есть ли сейчас продвижение по вопросу проведения IPO на украинских биржах?
А.Т.: На данном этапе проблема IPO на украинских биржах заключается в том, что здесь ограничен объем ресурсов, который бы хотелось привлечь эмитентам. К сожалению, если говорить о тех IPO, которые проводили наши компании на зарубежных площадках, то, конечно, здесь бы они такие объемы бумаг вряд ли бы разместили.
Но в то же время есть надежда, что со стартом кросс-листинга небольшой объем этих инструментов может вернуться в Украину, и будет здесь интересен. Комиссия намерена сконцентрироваться на наполнении ликвидностью рынка страны, поэтому, на мой взгляд, уместно говорить о потенциале отечественного рынка.
Если вернуться к вопросу инфраструктуры, полагаю, что, опять же, к такому IPO она готова. Но готов ли инвестор? Это пока вопрос.
МФ: И напоследок, как сейчас обстоят дела с саморегулируемыми организациями (СРО)?
А.Т.: Сейчас на украинском фондовом рынке есть три СРО — Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев и Ассоциация «Украинские фондовые торговцы», которые продлили действие своих свидетельств в комиссии. Существует также ряд законодательных инициатив от народных депутатов относительно видения будущего таких институтов, как СРО.
У регулятора также есть определенное понимание дальнейшего развития саморегулирования на рынке. Это касается, прежде всего, передачи определенных функций, полномочий этим организациям, но это вряд ли будет возможно в рамках того законодательного поля, которое есть сейчас.
Необходимо определить функции регулирования, которые осуществляет исключительно государственный регулятор и функции, которые могут быть переданы СРО. Часть функций регулирования, которые могут осуществлять СРО, необходимо определить законом. При этом мы должны понимать, что передача полномочий потребует увеличения ресурсов СРО, а это ляжет дополнительным бременем на рынок. Здесь возникает вопрос об эффективности СРО для участников рынка…
Окончательный вариант устройства регуляторной инфраструктуры фондового рынка в конечном итоге, разумеется, за парламентариями. И, я надеюсь, что эти институты и членство участников рынка в них будет реально способствовать развитию отечественного фондового рынка.
Беседовала Елена Куцая