Госрегулирование и госмониторинг цен
21 июня 2012 года принят, а 3 августа вступил в силу новый Закон «О ценах и ценообразовании» (№5007). Этим законом четче, чем в предыдущем, еще советском его варианте 1990 года со всеми дополнениями урегулированы основания для внедрения госрегулирования цен, виды госрегулирования цен, порядок их применения, дифференцирование административных и рыночных методов ценообразования. Разграничена компетенция Кабмина, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно государственного регулирования цен. Определен порядок государственного мониторинга цен.
В целом, для «мирного» периода развития экономики никаких значительных перемен в ценообразовании новая версия профильного закона не несет. А вот в случае наступления волны кризисных явлений центральные и региональные власти впервые войдут в них с заранее подготовленной серьезной «подушкой безопасности», уменьшающей социальное напряжение — конечно, путем едва ли ручного госуправления тарификационными бизнес-процессами (но в кризис уже будет и не до отстаивания свободы предпринимательства).
Стоит учесть, что новым законом впервые установлены очень жесткие наказания за нарушение ценовых предписаний государства — которые, опять же, в кризис могут явиться важным параметром существования (или приостановки существования) тысяч предприятий малого бизнеса.
ЗСТ СНГ
Во второй половине лета 2012 года Верховная Рада и Президент ратифицировали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) внутри СНГ. Для уже ратифицировавших его России, Украины и Беларуси он вступит в силу через несколько недель: 20 сентября 2012 года.
Режим ЗСТ приведет к значительным изменениям, прежде всего, для субъектов внешнеэкономической деятельности, работающей с ближним зарубежьем и сталкивающейся сейчас с рядом ограничений на импорт в эти страны, фискально-административными пограничными барьерами, отсутствием единой игры у операторов крупносырьевого малоконкурентного рынка (зернового, к примеру) и транспортными нестыковками.
Дальние же последствия «освобождения» торговли с СНГ — связанные с получением новых конкурентных преимуществ некоторыми товарами, согласованием транспортных потоков и анонсированным созданием международных транспортных коридоров — сейчас даже невозможно просчитать.
В любом случае, разработка положений ЗСТ пока что в самом разгаре, и теперь к ней подключились украинские бизнес-регуляторы. То, что «перспективы углубления интеграции», как назвали с дальним прицелом проектируемые изменения россияне, могут оказаться достаточно бездонными — и пока еще непредсказуемыми для импортно-экспортных операций украинских компаний, да и для внутреннего рынка.
С базовой версией Договора о ЗСТ от октября 2011 года можно ознакомиться на портале парламента — документ №997-n25 .
Регистрация недвижимости и земли
8 августа 2012 года вступил в силу Закон №5037, упростивший госрегистрацию земельных участков и прав на недвижимость. Законом предусмотрена:
— возможность подачи документов на государственную регистрацию прав как в бумажной, так и в электронной форме;
— наделение нотариусов полномочиями государственного регистратора;
— возможность получения извлечения из Госреестра лицами, которые имеют вещные права на чужое недвижимое имущество, а также информации о наличии ипотеки и отягощений вещных прав на недвижимое имущество;
— освобождение физических и юридических лиц от уплаты госпошлины при проведении госрегистрации прав, которые возникли и зарегистрированы до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» (принят 01.07.2004)».
Помимо того, в отношении земли отдельным законом урегулированы вопросы, связанные с проведением земельных торгов, подбором земельных участков и подготовкой лотов к продаже, подготовкой и проведением аукциона, утверждением и обнародованием его результатов, ранее не имевшие законодательного выражения в Земельном Кодексе.
В отношении же строящейся недвижимости 18 августа 2012 года вступили в силу изменения в закон «Об ипотечных облигациях», согласно которым эмитент ипотечных облигаций, управитель и аудитор не могут быть связанными между собой лицами, а организация, обслуживающая ипотечные активы не может быть связанным лицом управителя и аудитора
Формулировки договоров поставки
Законом Украины от 5 июля 2012 года (вступил в силу 3 августа) внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно определения условий поставок. «Отныне субъекты хозяйствования смогут использовать в договорах поставки известные международные обычаи, рекомендации, правила международных органов и организаций, в том числе правила Инкотермс любой редакции», — подчеркивает Екатерина Гутгарц, редактор портала Prostopravo.com.ua.
Бартерные операции
18 августа 2012 вступили в силу изменения (Закон №5061) в Закон «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности», которыми отменено разовое индивидуальное разрешение на превышение установленных сроков ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бартерным договорам.
Повезло IT-индустрии и отельному бизнесу
Законом №5091 от 5 июля 2012 года для субъектов индустрии программной продукции установлена ставка налога на прибыль 5% с 1 января 2013 года при нулевом НДС на поставки программной продукции. Попутно закон впервые утвердил четкий перечень видов софта, входящего в законотворческое понятие «программная продукция».
С 1 августа 2012 года законом №5180 снижены требования для освобождения от налогообложения до конца 2020 года операторов трехзвездочных и более элитных гостиниц. Отныне на налоговые каникулы уйдут отели с долей дохода от предоставления услуг временного проживания от 50% совокупного дохода отеля (ранее было 75%, что выводило из-под льгот гостиницы, зарабатывающие половину или хотя бы треть дохода за счет питания визитеров и внешних посетителей, конференц-сервиса, бассейна, медобслуживания, трансфера и тому подобного неизбежного у отельных операторов дополнительного сервиса).
НДС, единый налог и другие «совершенствования налоговых норм»
Одни из наиболее значимых и ожидаемых предпринимателями изменений были внесены Законом №4834, который вступил в силу с 1 июля 2012 года, за исключением отдельных норм, вступающих силу только с 1 января 2013 года.
Так, из Налогового Кодекса было исключено положение, что для добровольной регистрации плательщиком НДС объемы поставки товаров/услуг налогоплательщика другим налогоплательщикам за последний год должны совокупно составлять не менее 50 процентов общего объема поставок — которое фактически лишало новообразованных субъектов хозяйствования возможности добровольно регистрироваться плательщиками НДС. В связи с этим, была исключена и норма о возможности добровольно зарегистрироваться как плательщик НДС для лица, уставный капитал или балансовая стоимость активов которого превышает 300 тыс. грн.
«Следовательно, сейчас кодекс предусматривает обязательную регистрацию плательщиком НДС в случаях, установленных статьей 181 Кодекса (достижение «предельных» 300 тыс. грн, как и было раньше), или в добровольном порядке только по соответствующему решению и заявлению налогоплательщика, без каких-либо ограничений по объему поставок и срокам», — констатирует Юлия Божко, адвокат, судья третейского суда, партнер юридической компании «Закон Победы «.
Помимо того, отныне налоговое требование не направляется, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан (в предыдущей редакции фигурировал один необлагаемый минимум доходов граждан»).
Также закон установил жесткий срок для передачи в ЕГРПОУ данных о постановке на учет юридических лиц в качестве плательщиков налогов — а именно, в день постановки на учет таких лиц. Ранее юрлицам по месту учета на следующий день после регистрации выдавалась соответствующая справка.
Законом №5083 от 5 июля 2012 года введена обязанность уплаты авансового взноса по налогу на прибыль, который уплачивается в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год, если доход за год превышал 10 миллионов гривен. Эта норма не применяется к новосозданным предприятиям.
Тем же законом существенные изменения в Налоговый Кодекс были внесены и в части упрощенной системы налогообложения.
«Так, количество групп плательщиков единого налога увеличилось с четырех до шести. При этом требования к плательщикам единого налога первой-четвертой групп существенно не изменились. Что касается новых групп, то к пятой группе отнесены ФЛП, у которых в течение календарного года количество работников одновременно не превышает 20 человек, а объем дохода составляет не более 20 млн. гривен. Шестая группа — это юридические лица с доходом в течение календарного года до 20 млн. гривень и численностью наемных лиц до 50 человек. Ставка единого налога для этих групп составляет 7% от дохода при условии уплаты НДС или 10% от дохода — для неплательщиков НДС», — описывает новшества Юлия Божко.
По мнению эксперта, расширение групп плательщиков единого налога за счет введения дополнительных двух групп «упрощенцев» с объемом дохода до 20 миллионов гривен расширяет возможности выбора способов оптимизации налогообложения, а также позволит создать равные конкурентные условия с субъектами хозяйствования, которые работают на общей системе налогообложения.
Законодавство про бізнес: основні зміни літа 2012 року
Дуже багато важливих нововведень щодо бізнесу набрали чинності або прийняті законодавцями влітку 2012 року — чи не більше, ніж за два попередні сезони
Джерело: UBR
Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти
Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.
Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.
на мiсяць безкоштовно!Спробувати