Упрощение госрегистрации плательщиков НДС и единого налога
С 1 января вступают в силу изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» относительно упрощения регистрации лиц в качестве налогоплательщиков.
Документом предусмотрена возможность подачи госрегистратору вместе с регистрационной карточкой заявления о добровольной регистрации как плательщика НДС и/или избрании упрощенной системы налогообложения. Такое заявление представляется госрегистратору как приложение к регистрационной карточке, подаваемой для проведения госрегистрации юрлица или физлица-предпринимателя. Так, в налоговую одновременно со сведениями регистрационной карточки на проведение госрегистрации юрлица и ФЛП передается электронная копия указанного заявления, изготовленная путем сканирования. По мнению экспертов, Закон направлен на упрощение открытия бизнеса.
Кроме того, с Нового года вступают в силу изменения в порядок подачи заявления о добровольной регистрации плательщика НДС и/или избрании упрощенной системы налогообложения.
Документом установлено, что налогоплательщики, заключившие с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, могут подать регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Среди прочего, дополнен существующий перечень способов подачи регистрационного заявления плательщиком НДС, а именно:
- налогоплательщиком в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, предусмотренном законодательством;
- госрегистратором электронной копии, изготовленной путем сканирования заявления, поданного юрлицом или физлицом-предпринимателем при государственной регистрации.
Внедрение усовершенствованной процедуры регистрации и учета налогоплательщиков
С января 2014 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений.
Так, среди целого ряда изменений, Закон №657-VII предусматривает:
1) отмену свидетельств о регистрации плательщика НДС и единого налога (их заменой станут извлечения (справки) из соответствующих реестров). Таким образом, регистрация субъектов хозяйствования как плательщиков НДС и единого налога будет осуществляться путем внесения записей в соответствующие реестры;
2) изменение порядка постановки на учет налогоплательщиков
- относительно взятия на учет крупных налогоплательщиков
Нормами Закона №657-VII исправлена неточность формулировок п. 63.6 НК: по инициативе контролирующего органа изменить основное место учета можно только по отношению к крупным налогоплательщикам.
- представление формы 20-ОПП
В соответствии с новой редакцией п. 63.3 НК уведомлять о всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, необходимо по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков (в действующей редакции - по местонахождению таких объектов).
- уведомление контролирующего органа об изменениях
При изменении местонахождения предоставлять заявление о регистрации в контролирующий орган по новому местонахождению необходимо только тем налогоплательщикам, для которых Законом о госрегистрации предусмотрены особые правила (новая редакция п. 66.3 НК).
Согласно новой редакции п. 66.5 НК нет необходимости подавать сведения о каких-либо изменениях информации, содержащейся в документах, представляемых для постановки на учет, в том случае, если информация о таких изменениях вносится в ЕГР или соответствующая информация уже была представлена в контролирующий орган по месту основного учета налогоплательщика;
3) публикацию на официальном веб-ресурсе данных о налогоплательщиках
С целью постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, обнародывает на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и собственном официальном веб-сайте данные о постановке на учет как налогоплательщиков юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц не позже следующего рабочего дня после постановки на учет.
Доступ к указанным веб-ресурсам является бесплатным и свободным. Данные содержат такую информацию о налогоплательщике:
- налоговый номер (для юрлица и его обособленного подразделения);
- наименование для юридического или фамилия, имя, отчество для физического лица;
- местонахождение;
- дата и номер записи о постановке на учет;
- наименование и идентификационный код контролирующего органа по основному месту учета налогоплательщика;
- сведения о направлении соответствующим контролирующим органом госрегистратору уведомлений в связи с прекращением юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, предусмотренные законодательством (новый п. 63.13 НК).
В соответствии с п. 183.13 НК вышеуказанный орган ежедневно обнародывает на едином государственном регистрационном веб-портале и собственном официальном веб-сайте:
- данные из реестра налогоплательщиков с указанием наименования или фамилии, имени и отчества налогоплательщика, даты налоговой регистрации, индивидуального налогового номера и срока действия регистрации налогоплательщика;
- информацию о лицах, регистрация которых как налогоплательщиков аннулирована, с указанием индивидуальных налоговых номеров, даты аннулирования, причины и основания для аннулирования регистрации;
4) новые правила регистрации для физлиц-нерезидентов
Изменениями предусмотрено, что физическое лицо, являющееся резидентом иностранного государства, то есть не проживающее в Украине, может быть поставлено на учет по месту регистрации своего пребывания (проживания) на территории Украины (новое положение п. 70.1 ст. 70 НК). При этом в случае если лицо имеет право постоянного проживания на территории иностранной страны, оно считается не проживающим в Украине (новый подп. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170);
5) сокращение предельного срока уведомления банками и другими финансовыми учреждениями органов Миндоходов об открытии счетов налогоплательщиков, а также срока уведомления органами Министерства финансовых учреждений о постановке или отказе в принятии таких счетов на учет. Предельный срок уведомления согласно изменениям к ст. 69 НК - не позднее следующего рабочего дня в порядке, определенном НК (ранее - 3 рабочих дня);
6) новые особенности проведения проверок
Изменениями, вступающими в силу с 1 января, также предусмотрено, что в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки налогоплательщик имеет право предоставить назначившему проверку контролирующему органу любые документы, а не только указанные в акте проверки как отсутствующие (новая редакция п. 44.7 НК). Кроме того, при проведении проверок должностные (служебные) лица контролирующего органа не имеют права требовать у налогоплательщика получать извлечение из соответствующего реестра о постановке последнего на учет согласно требованиям Налогового кодекса (новый абз. 3 п. 81.3 ст. 81 НК). Новый абзац п. 85.4 НК устанавливает требование, в соответствии с которым копии первичных документов, передаваемые налогоплательщиками должностным лицам контролирующего органа при проведении проверки, должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии);
7) предоставление извлечений из реестра
Согласно п. 183.11 НК по запросу налогоплательщика контролирующий орган предоставляет безвозмездно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения такого запроса, извлечение из реестра налогоплательщиков. Такое извлечение действует до момента внесения изменений в реестр.
Форма запроса о получении извлечения и выписки из реестра налогоплательщиков утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.
Кроме того, изменения, внесенные Законом №657-VII, также затрагивают и положения НК, регулирующие вопросы учета налога на прибыль, НДС, единого налога, а также администрирования доходов и сборов, в частности:
- право, а не обязанность налогоплательщика указывать в финотчетности временные и постоянные налоговые разницы;
- установление годового отчетного периода для всех плательщиков налога на прибыль;
- исключение из перечня обязательных реквизитов налоговой накладной номера и даты таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на территорию Украины;
- детализированный порядок учета ценных бумаг (новая редакция пп. 153.4.3 НК);
- новые основания для внеплановых документальных проверок (новая редакция пп. 78.1.7 НК);
- предусмотрено погашение налогового долга физлица за счет имущества такого физлица (п. 97.3 НК);
- более жесткие штрафные санкции для нарушителей условий пребывания на едином налоге и др.
Электронные налоговые проверки-2014
1 января 2014 года вступает в силу Порядок представления налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки.
Так, электронная проверка осуществляется на основании заявления налогоплательщика с незначительной степенью риска, установленной в соответствии с п. 77.2 ст. 77 гл. 8 разд. II Налогового кодекса, о проведении электронной проверки.
В заявлении, подаваемом не позднее чем за 10 календарных дней до предполагаемого начала проведения электронной проверки, помимо общих учетных данных, в обязательном порядке указывается информация о:
- налоговых периодах хозяйственной деятельности, подлежащих электронной проверке;
- системе налогообложения;
- перечне налогов, подлежащих проверке;
- ведении в электронном виде бухгалтерского учета, в частности, первичных документов;
- предоставлении вместе с заявлением документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, в соответствующем формате;
- способе предоставления документов (по электронной почте или на носителе информации).
К заявлению прилагаются электронные подтверждающие документы. Налоговый орган вправе получить от плательщика заверенные бумажные копии документов, касающихся предмета проверки.
Электронная проверка может быть осуществлена за определенные плательщиком периоды, не проверявшиеся планово или внепланово, и при наличии соответствующей отчетности. Такой налоговый период не может составлять менее одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору).
Кроме того, определено, что электронные проверки проводятся для налогоплательщиков:
- применяющих упрощенную систему налогообложения, - с 01.01.2014 г.;
- субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса - с 01.01.2015 г.;
- прочих налогоплательщиков - с 01.01.2016 г.