С 1 июня 2012 года вступил в силу один из наиболее резонансных документов, принятых в 2012 году - Таможенный кодекс, который приходит на замену привычному Таможенному кодексу 2002 года. Новый кодекс, который был принят парламентом 13 марта, существенно меняет таможенное законодательство в целом.
Документ содержит новшества как в пользу декларантов, так и в пользу таможенных органов. К примеру, процедура таможенного оформления серьезно упрощается, при этом таможенным органам предоставляются более широкие полномочия при проведении проверок. Предлагаем вам десять главных новелл Таможенного кодекса:
1. Передача полномочий по изданию приказов нормативного характера от Гостаможслужбы Министерству финансов. Теперь Минфин будет утверждать порядки, положения, правила, перечни, формы документов и т.п.
2. Увеличение общей стоимости товаров, которые могут ввозиться гражданами на таможенную территорию Украины без уплаты налогов через сухопутные и морские пункты пропуска, с 200 до 500 евро. При этом через пункты пропуска, открытые для воздушного сообщения, можно беспошлинно ввозить товары на сумму до 1000 евро. Почтой на таможенную территорию Украины можно беспошлинно пересылать товары, суммарная стоимость которых не превышает эквивалент 300 евро.
3. Увеличение общего срока временного ввоза гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования. Теперь иностранцы могут беспошлинно ввозить автомобили на срок до года (ранее - до 183 дней).
4. Исключение таможенной брокерской деятельности из числа видов деятельности, на осуществление которых таможенными органами предоставляются разрешения.
5. Лишение таможни права на проведение судебных экспертиз.
6. Внедрение нового субъекта ВЭД - уполномоченного экономического оператора (УЭО). УЭО может использовать специальные упрощения, например: временное хранение товаров на своем складе и выпуск товара со своего склада без предъявления его таможенному органу, возможность снять таможенное обеспечение без разрешения таможни и осуществлять таможенный контроль в первоочередном порядке.
Статус УЭО смогут получить предприятия, которые на протяжении трех лет являются субъектами ВЭД, имеют соответствующую систему учета товаров и не имеют долгов и нарушений. Однако платежеспособности и безупречной таможенной истории недостаточно - желание получить статус УЭО повлечет за собой тщательные проверки и прохождение самооценочного анкетирования.
7. Добавлена возможность заблаговременно получить предварительное решение таможни. Теперь таможенный орган сможет принять решение о классификации товаров, определить страну происхождения или дать разрешение на отдельные таможенные режимы еще до начала таможенного оформления. Это позволят субъектам ВЭД подготовиться к трудностям таможенного оформления и быть уверенным в том, что заявленный при декларировании код будет принят, а страна происхождения не будет определена ошибочно.
8. Расширены права и обязанности декларанта. Так, декларант определяет таможенную стоимость товара самостоятельно, при этом имея возможность получить письменную консультацию таможенного органа. Предусмотрено также право декларанта на оформление в любом таможенном органе, при этом таможенники не смогут задержать товар более чем на 4 часа с момента подачи декларации.
Кроме того, новый кодекс дает право получать письменные обоснования непризнания таможенной стоимости товара. При этом четко определен перечень документов, которые таможня вправе требовать для определения таможенной стоимости (статья 53 ТК).
Что же касается ответственности, то решение о конфискации товаров и транспортных средств будет приниматься исключительно судом, в то время как штраф и предупреждение останется прерогативой органов таможни. Также документом значительно усилена ответственность по статье 472 Кодекса - за недекларирование товаров и транспортных средств коммерческого назначения (о некоммерческих транспортных средствах в статье речь почему то не идет).
9. Добавлена возможность проверить декларанта после завершения оформления, в порядке пост-аудит контроля. Внедрение пост-аудита позволит проверить точность и достоверность деклараций на товары. Кроме того, это должно обеспечить более быстрое оформление импортных товаров и, соответственно, более высокий уровень экспорта.
10. Урегулирован порядок проведения проверок таможенной службой. По большому счету, принцип проведения таможенных проверок аналогичен принципу проведения проверок налоговыми органами, и многие статьи попросту отсылают к нормам Налогового кодекса.
Этот список далеко не полный - нововведений в документе еще много. Так, кодексом определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в оформлении товаров по заявленной декларантом стоимости; уменьшено количество документов, необходимых для оформления товара с 28 до 14, и многое другое.
Судить о результатах внедрения Таможенного кодекса можно будет к осени, говорят аналитики. Через несколько месяцев можно будет оценить реакцию таможенников на их новые права и обязанности, а также определить, насколько эффективны эти новшества.
в статье использованы материалы ЮРЛИГИ и аналитического издания "ЮРИСТ & ЗАКОН"