• Посилання скопійовано

Закон про трансферне ціноутворення стане жорсткішим

Як посиляться правила обліку контрольованих операцій і подання звітності з ТЦО, на скільки термін проведення перевірок збільшиться, поріг контрольованості - знизиться, а штрафи - виростуть?

Закон про трансферне ціноутворення стане жорсткішим

Кабинет Министров Украины принял текст проекта закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием)" на заседании 17 декабря 2014 года. Сейчас проект еще не внесен на рассмотрение в Верховную Раду Украины, поэтому не исключено, что его текст может измениться.

Несмотря на обещания правительства провести консультации с представителями бизнес-сообщества при подготовке проекта, значительная часть предложений бизнеса, к сожалению, не была отражена в документе.

Подход к определению контролируемых операций

Контролируемыми для целей налогообложения признаются хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения таких операций.

Для операций налогоплательщика со связанными резидентами перечень контролируемых операций устанавливается отдельно для целей налога на прибыль предприятий и НДС.

Расширения перечня контрагентов, операции с которыми являются контролируемыми

Предложено дополнить перечень контрагентов налогоплательщика, сделки с которыми признаются контролируемыми для целей начисления налога на прибыль. В частности, контролируемыми для целей трансфертного ценообразования могут признаваться сделки с комиссионерами-нерезидентами, через которых налогоплательщик осуществляет продажу товаров и операции плательщика со связанными лицами-резидентами, если хотя бы одна из сторон таких операций имеет постоянное иностранное представительство за рубежом.

Контролируемыми могут признаваться сделки с нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях, а также в юрисдикциях, которые не раскрывают структуру собственности компаний и не осуществляют обмен налоговой информацией.

Отказ от 50-миллионного критерия

Проектом предложено отказаться от единого количественного критерия (по годовому объему операций с одним контрагентом) для признания операций контролируемыми. Вместо этого операции могут признаваться контролируемыми, если одновременно:

  • общий объем налогооблагаемого дохода налогоплательщика и/или его связанных лиц от всех видов деятельности превышает 20 млн грн за соответствующий налоговый (отчетный) календарный год;
  • объем группы таких хозяйственных операций налогоплательщика и/или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн грн. (без НДС) или 3% дохода налогоплательщика.

Исходя из предложенного подхода, например, если: налогоплательщик Х имеет незначительный объем доходов, но является участником группы связанных лиц и совокупный налогооблагаемый доход группы превышает 20 млн грн, и общий объем операций налогоплательщика с Х контрагентом Y составляет, например, лишь 10 тыс. грн, но общий объем операций всех предприятий группы (в т. ч. нерезидентов) с контрагентом Y превышает 1 млн грн, то для налогоплательщика X все операции с контрагентом Y должны признаваться контролируемыми.

Контролируемыми также могут признаваться операции между связанными лицами, которые осуществляются не непосредственно между ними, а через цепь формально независимых предприятий, которые не выполняют существенных функций, не используют существенных активов и/или не принимают на себя существенных рисков.

Возможность признания лиц связанными через суд

В Проекте предлагается предоставить налоговым органам право обращаться в суд о признании лиц связанными на основе фактов и обстоятельств, когда одно лицо осуществляло практический контроль над бизнес-решениями другого юридического лица и /или, что одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляло практический контроль над бизнес-решениями каждого юридического лица.

Отчетность по ТЦО

Согласно Проекту, информация о контролируемых операциях может подаваться дважды:

Документация по ТЦО должны готовить и подавать на запрос налоговых органов все налогоплательщики, а не только крупные плательщики. Срок для выполнения запроса сокращается с двух до одного месяца.

Проверки по вопросам ТЦО

Предложено продлить продолжительность проверок по вопросам ТЦО с 6 до 18 месяцев с правом продления на 12 месяцев.

Предложено увеличить с 3 до 7 лет предельный срок, в течение которого налоговые органы могут инициировать проверку по вопросам ТЦО и самостоятельно определить налоговые обязательства по контролируемым операциям.

Повышение штрафных санкций

За невключение в отчет информации о всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях предусмотрен штраф в размере 1% от суммы операций, которые не были задекларированы, но не более 100 размеров минимальной зарплаты (вместо фиксированной суммы в 100 размеров минимальной зарплаты).

За непредставление обязательной документации предусмотрен штраф в размере 3% от суммы операций, по которым не была подана документация (вместо фиксированной суммы в 10 мзп).

Изменения "специальных правил", предусмотренных п. 21 Подраздела 10 Переходных положений НКУ

Проектом предлагается до 2017 года установить обязательное применение метода сравнительной неконтролируемой цены для определения налогооблагаемый доход в контролируемых операциях по импорту/экспорту товаров по кодам, определенным п. 21 Подраздела 10 Переходных положений Налогового кодекса.

Для определения наиболее сопоставимой цены для таких операций используется средняя цена товаров, которая сложилась на товарной бирже за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции. Перечень товарных бирж для каждой группы товаров определяет Кабинет Министров Украины.

Использование других методов ТЦО разрешается только при условии раскрытия налогоплательщиком информации о рентабельности всех связанных лиц, принимающих участие в цепочке купли-продажи таких товаров (до первого несвязанного контрагента).

Джерело: Діло

Рубрика: Оподаткування/Інші податки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інші податки»