• Посилання скопійовано

Три основних напрямки, здатні зрушити з місця земельну реформу

Останнім часом знову набирає обертів дискусія щодо земельної реформи. Адже в Україні досі не існує ринку земель (ВРУ вкотре продовжила мораторій на продаж сільськогосподарських угідь), а ринок оренди землі частково знаходиться в тіні. Чи варто очікувати зрушень в цьому питанні найближчим часом?

Три основних напрямки, здатні зрушити з місця земельну реформу

"Закон і бізнес"

Отмена моратория

Целесообразно напомнить, что в соответствии с меморандумом об экономической и финансовой политике между Украиной и Международным валютным фондом от 1.09.2016 наша страна обязалась принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения до конца мая 2017. При этом мораторий на продажу земли должен потерять силу с конца этого же года.

Вопрос отмены запрета является одним из ключевых и наиболее спорных. Основные аргументы оппонентов состоят в том, что отмена моратория приведет к «хищению» земель по низкой стартовой цене, их скупке иностранцами, обнищанию крестьян, которые не смогут конкурировать с крупными агрохолдингами и тому подобное. Вместе с тем почему-то «забывают» о целесообразности создания конкурентной среды аграриев и, соответственно, о возможности для владельцев паев получать больше денег за аренду или продажу, доступ к кредитованию, рост объемов инвестиций и преодоление ряда коррупционных схем, связанных с изменением целевого назначения участков и операций с государственной землей.

Он предусматривает поэтапное формирование рынка земель и предоставления иностранцам дальнейшего доступа к их приобретению в Украине. Также устанавливаются определенные ограничения на владение - 500 га для физических лиц и до 33% сельскохозяйственных полей объединенной территориальной общины и / или района – для юридических.

Конечно, проект имеет определенные недостатки и требует дополнительного обсуждения и доработки.

Отдельного внимания заслуживают положения, согласно которым лица, которые получили сельскохозяйственные земли в собственность, однако не могут иметь их в собственности в соответствии с требованиями закона, обязаны отчуждать такое имущество в течение года с даты приобретения права собственности. При этом не совсем понятно, кто и как будет проверять правомерность завладения такими угодьями.

Cпорным также выглядит положение о возможности государства сдать участок в аренду без желания владельца в случае, если он не используется по целевому назначению.

В то же время целесообразно было бы также урегулировать вопросы инфраструктуры при продаже земель государственной и коммунальной собственности. Если соответствующая инфраструктура после продажи остается в собственности общины, то надо решать вопрос ее содержания в надлежащем состоянии и порядке использования.

В общем, снятие моратория и, соответственно, создание рынка земель является не слишком популярным решением с политической точки зрения. Однако законодатели вряд ли смогут долго откладывать этот вопрос с учетом требований МВФ, а потому ожидаем, что закон будет принят уже этой весной.

 

Аграрная логистика

Кроме отмены моратория и формирования рынка земель, другой составляющей аграрной реформы должно быть создание необходимой инфраструктуры для работы сельхозпредприятий.

Ни для кого не секрет, что Украина входит в первую десятку крупнейших мировых производителей зерна и является одним из лидеров экспорта сельскохозяйственной продукции. При этом по сравнению с другими странами аграрная логистика у нас является дорогой и не слишком эффективной.

Сейчас большинство отечественного зерна экспортируется морским путем через терминалы. Напомним, что в 2015/2016 маркетинговом году Украина вывезла его почти 39,5 млн. т. При этом максимальные возможности принятия и обработки плодов злачных культур портовыми операторами Украины - более 50 млн т в год. Но учитывая прогнозы по урожаю уже через несколько лет объемы экспорта зерновых могут превысить пропускную способность морских портов.

Кроме имеющихся мощностей, существуют определенные трудности и с доставкой таких грузов в порты. Это прежде всего касается железнодорожных перевозок. Состояние железнодорожной системы в Украине ежегодно ухудшается, а подвижной состав практически не обновляется. Стоит только вспомнить один из последних примеров - дефицит вагонов осенью 2016, что нанесло труженикам полей значительный ущерб, причем как материальных, так и репутационных. И даже при таких условиях Укрзализныця снова повышает тарифы на грузовые перевозки.

Также не стоит забывать о хранении урожая. Формально Украина имеет достаточно мощностей для этого, но многие объекты морально и физически устаревшие, а зерновые склады отдельных предприятий не обеспечивают надлежащего качества хранения. При этом построение новых зернохранилищ является затратным делом, которое дополнительно осложняется проблематичностью и высокой стоимостью подключения к тепло- и электросетям. Уже даже не говорим о необходимости прокладки подъездных путей и дальнейших отношений с МПС.

Итак, как видим, аграрная логистика и инфраструктура в Украине нуждаются в инвестициях и модернизации. Внедрение инноваций позволит увеличить объемы экспорта зерна и повысить конкурентоспособность на внешнем рынке.

 

Приватизация предприятий АПК

И напоследок о еще одном аспекте земельной реформы - разгосударствление предприятий АПК. За прошлый год только 47 предприятий (из более 500), которые находятся в управлении Министерства аграрной политики и продовольствия, вышли в плюс. По информации первого заместителя министра агрополитики, эти сельхозпредприятия имеют около 0,5 млн. га угодий, из которых оформлено меньше трети, что в целом не мешает передавать такие земли в пользование в обход государства.

При таких обстоятельствах приватизация указанных предприятий представляется удобной. Однако при этом не стоит забывать, что большинство из них уже устарели, у многих отсутствуют правоустанавливающие документы на недвижимость.

Кроме того, следует учитывать не слишком благоприятный бизнес-климат, а также сложную процедуру приватизации (которая к тому же предусматривает право работников на льготное приобретение акций своего предприятия). Все это в приводит к ситуации, когда иностранному инвестору проще приобрести аграрные активы на вторичном рынке, чем «играть» в разгосударствление.

Итак, земельная реформа в Украине должна быть обязательно комплексной и не ограничиваться вопросом отмены моратория на продажу сельскохозяйственных угодий. Однако с учетом того, что депутаты за столько лет едва смогли подготовить проект №5535 (и то, похоже, только под значительным давлением МВФ), вряд ли приходится в ближайшее время ожидать активных действий в направлении реформирования законодательства для развития аграрной инфраструктуры, логистики и привлечения инвестиций.

Сергей Бенедисюк, руководитель практики корпоративного права и M&A Юридической фирмы N&D;

Анна Кремнева, юрист Юридической фирмы N&D

Джерело: Закон&Бізнес

Рубрика: Оподаткування/Інші податки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інші податки»