• Посилання скопійовано

Скасування трудових книжок: плюси і мінуси новинки

Книги пропонують замінити реєстром. Експерти вважають, що це заощадить 500 млн грн

Скасування трудових книжок: плюси і мінуси новинки

Минэкономразвития планирует отменить институт трудовых книжек как таковых. По словам главы ведомства Айвараса Абромавичуса, уже подготовлен пакет документов, который должен внести изменения в 22 закона и сотни нормативных актов. Сейчас эти документы активно изучают в Минсоцполитики, Пенсионном фонде и других структурах. По словам экспертов, если власти одобрят идею, а Верховная Рада их проголосует, то она будет реализована уже в середине 2016-го.

ЧТО БУДЕТ. Как рассказал Николай Гайдай, соучредитель EasyBusiness — организации, предложившей МЭРТ отмену трудовых, книжки сейчас не нужны, поскольку все вопросы можно решать с помощью электронных реестров. "Например, в вопросе оформления пенсий важно понимать, что трудовая книжка не является документом, по которому устанавливается размер пенсии и определяется трудовой стаж. С 2000 года в Украине существует Единый реестр застрахованных лиц: он ведется в электронном виде и содержит данные о платежах в Пенсфонд за каждого работника. Именно по отчислениям и определяется страховой стаж работника, согласно которому потом оформляется пенсия", — уточняет Гайдай. По его словам, учет стажа, полученного до 2000-го, в пенсии никак не изменится: "Человеку по-прежнему нужно подать в ПФ документы от прошлых работодателей с указанием сумм, уплаченных в Пенсфонд, за необходимый период". В случае споров при начислении пенсии и подтверждения стажа у сотрудников будет возможность отстоять свои права, так как трудовые книжки вернут им на руки в течение 3 месяцев после того, как закон вступит в силу. По оценкам экспертов, ликвидация книжек позволит бизнесу сэкономить около 500 млн грн за счет упрощения администрирования, так как можно будет сократить штат кадровиков.

ПРОБЛЕМЫ. Ми­нистр социальной политики Павел Розенко отмену трудовых книжек поддерживает, но считает, что сначала надо решить множество проблем и нюансов. "У нас есть проблема с персонифицированным учетом украинцев. Вроде база Пенсфонда и есть, но она не централизована, и работает только по регионам. То есть, если человеку нужно подтвердить свой трудовой стаж, а он работал в нескольких областях, то придется отправлять запросы в разные облцентры. Поэтому сначала надо сделать систему персонифицированного учета единой, а уже потом отменять трудовые книжки — ведь эта инициатива касается 14 млн работающих украинцев", — говорит министр. По его словам, на реализацию реформы может уйти не один год: "Нужно понимать, что если трудовые книги вернут на руки всем украинцам, их не надо выбрасывать, ведь некоторые данные могут еще использоваться. В любом случае, быстро реформу никто проводить не будет: нужен переходный период, который поможет выявить недостатки и ликвидировать их. В частности, нужно найти финансирование для создания современных мощных информреестров, где в едином виде будут данные о пенсионерах, работающих, безработных". И, конечно, придется решить ряд непростых вопросов: например, нужно ли оставить трудовые книжки для госслужащих и бюджетников, которым проще подтверждать свой стаж по старинке.

Кадровики к этой идее относятся по-разному. "Да, электронный реестр довольно удобен. Но по трудовой можно увидеть, по каким статьям соискатель уходил с прошлых работ, а также как часто он менял место. А отслеживать это по реестру довольно проблематично — к тому же он может сбоить", — говорит Татьяна Лазоренко, сотрудник кадровой службы. "Давно пора их отменить, — считает начальник HR-департамента Елена Фирсова, — никто ведь не мешает человеку завести даже три трудовые и оформляться на работу каждый раз как в первый". 

Реестр и наказание 

Эксперты считают отмену трудовых книжек своевременной, но труднореализуемой. "Сама идея актуальна, поскольку система трудовых книжек давно устарела. С учетом перехода на современные технологии наподобие пластиковых карт и биозагранпаспортов, желательно найти альтернативу трудовым книжкам, и всю информацию фиксировать в электронном виде, как в ЕС. Но нужно понимать, что ждет украинцев. Можно, к примеру, не просто вести закрытый электронный реестр, а дать людям персонифицированную пластиковую карту. Кроме того, в базе данных у каждого украинца должен быть свой кабинет, где он мог бы отслеживать все свои рабочие места, должности, уровень зарплат", — говорит эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. А первый замглавы комитета соцполитики ВР Сергей Каплин говорит, что в ближайшее время нардепы обсудят этот вопрос и выслушают работодателей и профосоюзы, чтобы окончательно определиться: "В стране низкая вовлеченность работодателей и работников в электронный формат взаимодействия. Кроме того, сейчас есть огромное количество заявлений о манипуляции с рабочим стажем при получении пенсии: 5 млн дел по трудовому законодательству!". Поэтому депутат уверен, что параллельно с отменой трудовых надо ужесточать наказание за манипуляции — чтобы отбить желание у махинаторов "накручивать" себе лишние годы работы. 

Джерело: Сьогодні

Рубрика: Праця та соціальний захист/Трудові відносини

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Трудові відносини»