Эксперты и предприниматели считают, что "зарплатная" реформа в предложенном виде не способна реально стимулировать легализацию заработных плат, увеличив поступления в Пенсионный фонд, из-за остающихся слишком высокими ставок фискальных отчислений. МВФ полагает (и в определенной логике ему не откажешь), что снижать ставки ЕСВ нельзя из-за огромного дефицита Пенсионного фонда…
А ведь в кои-то веки правительство могло сделать революционный шаг и провести реформу, адекватную потребностям общества и способную решить ряд хронических проблем отечественной экономики. Но при отсутствии других действенных мер по стимулированию инвестиционной и предпринимательской активности перспектива детенизации рынка труда и роста соответствующих отчислений в глазах Минфина (тоже небезосновательно) выглядит журавлем в небе. Так что "синицы в руках" — благосклонность международных доноров и транши их кредитов — оказались привлекательнее, и в очередной раз победили ситуативные интересы. В ущерб стратегической перспективе.
Реальных предпосылок выведения зарплат из "тени" в нынешнем наборе предлагаемых новшеств не просматривается. Эксперты неоднократно обращали внимание Минфина на то, что незначительное уменьшение ставок ожидаемого эффекта не даст, так как платить в "конвертах" все равно будет выгоднее. Минфин и Государственная фискальная служба слушали, кивали и продолжали делать по-своему. Итог: заработавшая система предполагает даже не снижение ставки, а применение понижающего коэффициента.
Изначально реформа предполагала уменьшение не только единого социального взноса (ЕСВ), но и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В комплексе этот механизм мог бы сработать. Но компенсаторов не нашлось, ведь сокращать госрасходы никто не планировал. Когда в реформе осталось только снижение ЕСВ, стало понятно, что ожидаемого эффекта не будет. Но финальная редакция, устанавливающая дополнительные условия, просто поставила крест на детенизации, фактически сделав реформу невозможной.
ZN.UA уже писало о том, что выполнить условия применения понижающего коэффициента не сможет практически никто. Для этого юрлицам необходимо повысить в 2,5 раза базу начисления ЕСВ (от среднего показателя 2014 г.), среднюю зарплату на предприятии увеличить минимум на 30% по сравнению с 2014-м, а средний платеж за одного застрахованного — до 700 грн. С 2015 г. вводится также обязательная уплата единого взноса для СПД на общей системе, независимо от наличия доходов. Платить единый соцвзнос они должны в размере общей ставки, умноженной на годовой доход. Если же доходов нет, то ЕСВ платится, как и в случае с СПД-единоналожниками, в размере ежемесячного минимального страхового взноса. Освобождены от уплаты взноса только "единщики", являющиеся пенсионерами по возрасту или инвалидами. Что ж, и на том спасибо.
Действительно, крупный легальный бизнес, который с учетом инфляции успел повысить зарплаты сотрудникам, получил определенную льготу. Но в украинских реалиях эта возможность была только у больших компаний с иностранным капиталом, представляющих ничтожную долю от общего количества налогоплательщиков. Да и во льготе ли заключалась цель реформы?
Понижающий коэффициент — это еще не снижение ставки. При этом сам коэффициент применяется не на всю выплату, а на сумму превышения двух минимальных заработных плат (МЗП). В таблице видно, что, используя предложенные Кабмином условия, "серую" зарплату платить выгоднее даже при 15-процентных расходах на обналичивание. Кроме того, в расчетах используется средняя зарплата для столицы — 5494 грн, для регионов эта цифра снижается до 3 тыс. Выводы очевидны: Минфин лишь усложнил формулу расчета сбора, не создав реальных возможностей для ее применения.
По словам Юлии Дроговоз, эксперта Украинского союза промышленников и предпринимателей, те немногие, кто обратился в налоговую с желанием применить новые нормы, столкнулись с отсутствием реального механизма их внедрения. "На сегодняшний день применить на практике понижающие коэффициенты к ставкам ЕСВ невозможно. Даже те, кто решился "сделать шаг навстречу" правительству, сталкиваются с массой проблем. А вот санкции уже в действие вступили, с ними как раз никаких проблем нет", — объяснила эксперт.
Подтверждает эти слова и Илья Несходовский, эксперт РПР группы "Налоговая реформа", обращая внимание на то, что методика для отчислений ЕСВ по новой схеме попросту отсутствует. "У нас есть и "декретчики", и больничные (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), у нас есть неполный рабочий день, посменная работа, да элементарная текучка кадров. Отсутствие методики, учитывающей все эти моменты, делает невозможным применение новой системы", отмечает он. Ситуация, увы, не новая, Украина — эксперт по созданию недееспособных законов и нефункционирующих реформ.
"При этом нужно учесть, что с 1 января 2016 г. произойдет повышение коэффициента с 0,4 до 0,6. И получится, что те, кто ради легализации сегодня покажет свой реальный фонд заработной платы и применит коэффициент 0,4, будут "наказаны" государством. А кто сказал, что это будет 0,6? — задается вопросом Юлия Дроговоз. — Где гарантии, что с 2016 г. не начнется применение полной ставки без каких-либо понижающих коэффициентов? Просто снижение ставок, а не введение понижающих коэффициентов, вызвало бы больше доверия. Даже при создании идеальных условий, с учетом непрекращающихся в 2014 г. налоговых изменений, бизнесу будет необходимо время, чтобы убедиться в постоянности законодательных новаций. Пока считать так оснований нет".
Это подтверждает намерение группы депутатов во главе с Оксаной Продан внести изменения в только что принятую реформу ЕСВ. Несмотря на то, что депутатские предложения выглядят более рациональными с точки зрения детенизации и более адекватными по отношению к налогоплательщикам, хронические налоговые изменения уже ничего, кроме раздражения, у бизнес-кругов не вызывают.
Депутаты, в частности, хотят изменить условие об обязательном повышении средней зарплаты на 30%, снизив норму хотя бы до 20%. В этом с ними принципиально не согласен МВФ. По мнению основного донора Украины, это приведет к увеличению дефицита Пенсионного фонда еще на 20–30 млрд грн.
Впрочем, по мнению Алексея Геращенко, эксперта ОП "Нова Країна", для выхода из кризиса как раз и нужно идти на радикальные меры, установив 10-процентную ставку для НДФЛ и фиксированную ставку ЕСВ в объеме 41% от МЗП.
"Зафиксировав самые низкие в Европе налоговые ставки на доходы и сделав невозможными разночтения в трактовке баз налогообложения, мы автоматически привлечем к себе инвесторов. Создав квазиофшор, мы сможем привлечь в страну иностранного работодателя, что нам так необходимо, привлечь капиталы, вывести из "тени" колоссальный объем средств. Фиксированная ставка ЕСВ, которая независимо от размера зарплаты будет меньше 500 грн, разрушит стимулы для выплаты зарплат в "конвертах". Причем такая модель позволит государству в полной мере выполнять свои социальные обязательства. Но, конечно, денег на социальный популизм уже не будет", — отмечает эксперт.
Но правительство продолжает мыслить локально, а тот факт, что реформой социального взноса занимается фискальная служба, приводит к ожидаемым, но печальным результатам: штрафы за нарушения в отчислениях сбора ужесточились и повысились. За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ применяется штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, скромные 170 грн. За те же действия, совершенные плательщиком единого социального взноса, к которому на протяжении года уже был применен штраф за такое нарушение, — в размере 60 необлагаемых минимумов доходов граждан, это уже 1020 грн. Тоже, казалось бы, некритично. Но за неуплату или несвоевременную уплату единого взноса вместо 10% теперь будут взимать до 20% своевременно не уплаченных сумм. А в случае доначисления сумм своевременно не начисленного ЕСВ вместо 5% — 10% от указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период. А это уже цифры иного порядка.
Кроме того, нарушение порядка начисления единого соцвзноса, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ или предоставление недостоверных сведений теперь влекут за собой ответственность по ст. 1651 Кодекса Украины об административных правонарушениях. И снова наказывать будут рублем: от 30 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (510–5100 грн) в зависимости от вида правонарушения. А в ст. 265 Кодекса законов о труде внесено изменение, предполагающее применение штрафа в размере 36 тыс. грн (30 минимальных зарплат) за неоформленных сотрудников.
Согласитесь, штрафы немалые, и не исключено, что у ГФС уже есть план по объему их сбора, не зря же правительство предоставило фискалам столько разнообразных возможностей давления на бизнес. Но даже стопроцентное выполнение этого плана не поможет наполнить бюджет необходимыми суммами.
Так и остался нерешенным главный вопрос, ради которого, собственно, кашу и заварили, — наполнения Пенсионного фонда. "Важно понимать, что ЕСВ наполняет Пенсионный фонд. Его снижение влечет за собой дефицит фонда, покрываемый из госбюджета, ресурсы которого сейчас ограничены, как никогда. И наполнить бюджет можно только налогами. А значит, при снижении ЕСВ все равно должно произойти увеличение налоговой нагрузки. При этом нагрузка на фонд оплаты труда в Украине уже самая большая в Европе и, наверное, в мире. Именно поэтому бизнес идет в "тень", — объяснил ZN.UA Илья Несходовский. Очевиден замкнутый круг и абсолютное непонимание Минфином, что с данной проблемой делать. Принимая точечные меры, правительство не видит масштаб проблемы, не видит цель, ради которой проводит реформы.
Сегодня, по оценкам Минсоцполитики, на теневом рынке труда ежегодно выплачивается 200 млрд грн теневой заработной платы, вследствие чего Пенсионный фонд из года в год недополучает свыше 70 млрд грн. Прозрачность работы самого Пенсионного фонда — это тема отдельной статьи. Но так или иначе, его дефицит растет ежегодно и в бюджете года нынешнего увеличен на треть, до 28,8 млрд грн. Это не все, еще 61,9 млрд грн трансфертов уйдет на финансирование пенсий по специальным пенсионным программам для депутатов, госслужащих, военных, судей и прочих.
Очевидно, планируя такие расходы, Минфин рассчитывал на дополнительные 40 млрд грн, полученные от детенизации. Только вот никакой детенизации не будет. Как и резервов для покрытия дефицита ПФ. И если в отношении других сфер Кабмин хотя бы анонсирует реформы, то о реформе Пенсионного фонда, который вносит немалую лепту в формирование квазифискального бюджетного дефицита, речь не идет. К величайшему сожалению, на Грушевского все еще боятся поднимать щепетильные вопросы, ведь пенсионеров в Украине порядка 14 млн, и все они — потенциальный электорат.
В то же время пенсионная реформа необходима Украине, как воздух. С учетом колоссального объема "серых" зарплат, 20 млн трудоспособного населения не в состоянии прокормить растущее число пенсионеров. В 2014 г. налогоплательщики уплатили 166,9 млрд грн ЕСВ, еще 64,6 млрд были профинансированы государством. В 2015-м ситуация с ЕСВ принципиально не изменится. А вот ресурсы госбюджета могут исчерпаться, если участь нереалистичные планы поступлений по остальным налогам и сборам, которые с огромной вероятностью не будут выполнены. Причем "схитрить", как в 2014 г., не получится — рано или поздно пенсионеры из зоны АТО придут за своими пенсиями и будут требовать выплаты не только за 2015-й, но и за 2014 г. По оценкам экспертов CASE Ukraine, цена вопроса может составить еще около 6–7 млрд грн
При этом пенсионные расходы в структуре госбюджета растут неумолимо: с 14% в 2004 г. до 26% — в 2014-м. Госрасходы на здравоохранение в прошлом году составили около 9 млрд грн, оборону —
16 млрд, образование — 32 млрд. А вот на выплату пенсий ушло свыше 82 млрд грн. Украина — мировой лидер по удельному весу пенсионных расходов, которые у нас составляют 17% ВВП. Мы обошли Германию, Францию, Японию, Испанию, Швецию, США, Нидерланды, Польшу и многие другие страны. Вот только при этом средняя пенсия в Украине не превышает 1,5 тыс грн, что менее 84 евро, а в Германии она составляет 970 евро, Испании — 850, Польше — 195 евро.
Становится понятно, что пенсионная система себя давно изжила и ее реформа — это лишь вопрос времени. И каждое новое правительство этот вопрос откладывает на потом, чтобы не замарать себя непопулярными нововведениями. Предпринятые на сегодняшний день шаги выглядят смешно. Ни уменьшение пенсий судьям и нардепам с 70 до 60% от заработной платы, ни отмена досрочного выхода на пенсию, ни отмена 13-гривневой доплаты пенсионерам, проживающим в Чернобыльской зоне, проблему не решают.
Отечественное законодательство предполагает внедрение трехуровневой пенсионной системы. По сей день она так и не была создана, застряв на этапе солидарного пенсионного страхования. Переход на накопительный уровень (был запланирован на 2013 г.) и уж тем более на негосударственное пенсионное обеспечение невозможен из-за хронического дефицита Пенсионного фонда. Ухватившись за эту причину, чиновники годами не делают ничего, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки.
Учитывая масштабы злоупотреблений с госфинансами, решить вопрос дефицита фонда и провести реформу можно было давно. Например, одно только закрытие действующих "налоговых ям", по оценкам экспертов, позволит стране ежегодно привлекать до 70 млрд грн, вот вам и покрытие дефицита ПФ. Но закрывать "ямы" никто не спешит, нет и желающих реформировать "болото" социальной политики. И вот уже новый министр Розенко заявляет, что главная его задача — это социальное равенство всех пенсионеров (пенсии в размере 45% от зарплаты для обычных граждан и 60% — для нардепов, по-видимому, и есть то самое равенство). А недавно назначенный глава Пенсионного фонда уверен, что должен сконцентрироваться на улучшении качества услуг, предоставляемых его ведомством.
Приоритеты опять расставлены с точностью до наоборот. На сегодняшний день в Минсоцполитики нет ни законодательно определенной модели накопительной системы, ни тем более технической базы для ее внедрения. Все в работе. О темпах работ судите сами. Но акцент именно на реформировании пенсионной системы мог бы положить конец всем распрям вокруг единого соцвзноса. А переход на накопительную систему был бы наилучшим стимулом для вывода зарплат из "тени". Поскольку в таком случае именно сотрудник заинтересован в получении легальной зарплаты и просто не будет соглашаться на "конверт", понимая, что обрекает себя на минимальные пенсионные выплаты. И сама по себе необходимость реформы ЕСВ утратит свою актуальность.
Для того чтобы разорвать замкнутый круг, Кабмину не мешало бы определиться с целями и честно сказать, для чего, собственно, он проводит реформы. Ради легализации доходов или ради повышения штрафов? Ради решения проблем Пенсионного фонда или в качестве реверанса перед МВФ? Но правительство близоруко и отказывается смотреть на проблемы масштабно. В результате последних изменений статус-кво не изменился: зарплаты остались в "тени", Пенсионный фонд — дефицитным, переговоры с МВФ — сложными. Но кое-что действительно изменилось — отношение бизнеса к происходящему. Доверие сведено на нет, как и желание работать легально, а скепсис в отношении реформ сменился откровенным раздражением. Этих ли результатов ждет страна, уже так дорого заплатившая за смену власти?