В марте этого года в Украине побывала техническая миссия МВФ, которая, по просьбе министра финансов Юрия Колобова и министра доходов и сборов Александра Клименко, разработала рекомендации для налоговой системы Украины. Несколько важных рекомендаций касаются системы упрощенного налогообложения. Ниже – главные замечания и советы МВФ.
Руководство к действию
В Фонде уверены: упрощенная система по-украински слишком щедра. В прошлом году в стране было зарегистрировано 1,4 млн физлиц-предпринимателей. 1,1 млн из них стали упрощенцами. Всего почти полтора миллиона бизнесменов заплатили в бюджет 3,6 млрд гривен налога на прибыль. То есть – по 2500 гривен с компании.
Еще один недочет системы, считают в МВФ – слишком широкий диапазон применения «упрощенки». Работать на этой системе могут даже те предприятия, оборот которых составляет до 20 млн гривен в год, а число сотрудников достигает 50. «Обычно возможность работать на упрощенной системе ограничивается порогом регистрации предприятия как плательщика НДС», – говорится в отчете Фонда.
Что еще важно – упрощенная система вовсе не означает, что малые и средние предприятия, работающие на ней, получают послабления в вопросе администрирования налогов или размерах их ставок. «К примеру, налоги на основе оборота (применяются в 3-6 группах упрощенной системы, детальнее о группах читайте ниже) создают намного большую налоговую нагрузку на фирмы с низким уровнем прибыли, чем на высокоприбыльный бизнес, даже если их доходы приблизительно одинаковы», – говорится в отчете. А низкие налоги в рамках других групп создают стимулы для минимизации налогов.
Чтобы устранить эти перекосы, МВФ рекомендует украинской власти пойти следующим путем.
1. Увеличить налоговую нагрузку на первую-вторую группы «единоналожников»
Сейчас в первую группу входят предприятия с оборотом ниже 150 000 гривен в год, без наемных сотрудников. Размер единого налога, который они платят – 1-10% от минимальной заработной платы.
Во вторую группу входят поставщики услуг и рестораны с оборотом до 1 млн гривен. Количество наемных работников – меньше 10 человек. Налог в этой группе – от 2% до 20% от минимальной зарплаты (в зависимости от региона).
Специалисты МВФ считают фиксированный размер налогов в этих группах слишком низким.
2. Уменьшить количество предприятий, которые могут работать во второй и третьей группах
Сейчас к третьей группе относятся физлица-предприниматели с оборотом до 3 млн гривен в год и персоналом до 20 человек. Они отдают 3% налога с оборота, если одновременно платят НДС, и 5% – если не платят.
По мнению МВФ, в рамках третьей группы должны работать лишь те предприятия, оборот которых ниже порога НДС (сейчас – 300 000 гривен в год). Часть бизнеса могла бы перейти на систему уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) или налога на прибыль предприятий, тем самым расширив базу этих налогов и социального взноса.
Одновременно МВФ предлагает увеличить порог, после которого предприятиям выдают свидетельство плательщика НДС, писал недавно Forbes. Сейчас этот порог – 300 000 гривен. Но, по мнению технических специалистов МВФ, для большинства стран такой порог должен составлять около $100 000, то есть, при текущем валютном курсе в Украине – 800 000 гривен. Почему именно эта сумма? С одной стороны, этот порог должен быть довольно высоким, чтобы исключить из числа обязательных плательщиков малые предприятия. С другой – не слишком высоким, чтобы потери бюджета от сокращения числа плательщиков не оказались неподъемными.
3. Ликвидировать четвертую-шестую группы «единоналожников»
В четвертую группу могут входить юрлица с оборотом до 5 млн гривен и количеством сотрудников до 50 человек. Их облагают налогом с оборота в размере 3% для плательщиков НДС, и 5% – для тех, кто его не платит. К пятой группе относятся физлица-предприниматели с оборотом до 20 млн гривен и персоналом до 20 человек. Они платят 7 и 10% налога с оборота, в зависимости от уплаты НДС. Наконец, в шестую группу входят предприниматели-юрлица с оборотом до 20 млн гривен и персоналом до 50 человек. Они также платят 7% или 10%.
Во всех трех группах – высокая налоговая нагрузка. Поэтому, уверены в МВФ, у предпринимателей они не пользуются популярностью. «Прибыльность этих бизнесов, особенно если речь о розничной торговле, невысока. Но налоги платят не с маржи, а с оборота. Выходит, имея маржу до 5%, бизнес может платить налог с оборота в размере тех же 5%. Если бы компании платили тот же налог на прибыль по ставке 20%, уровень налогообложения для них был бы даже меньшим», – соглашается с Фондом и Данилюк.
Но, в отличие от представителей МВФ, украинские налоговые активисты предлагают оставить налог с оборота для малого и среднего бизнеса, но ранжировать его в зависимости от рентабельности бизнеса и отрасли. «Такой подход был бы более прозрачным и справедливым», – считает Данилюк.
Глава Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса «Фортеця» Оксана Продан ни с МВФ, ни с Данилюком категорически не согласна. «Упрощенная система была изменена в 2011 году, из нее были исключены все возможности для минимизации налога на прибыль через единый налог. Именно поэтому она и раздражает правительственных фискалов, – поясняет она. – Единый налог дает предпринимателям возможность спокойной и независимой работы, и они часто готовы платить за это больше».
Для МВФ, уверена Продан, основной целью является развитие предпринимательства и базы налогообложения, что и предусмотрено действующей упрощенной системой налогообложения. Если же предпринимателей переведут на общую систему, налогов они будут платить еще меньше. «Пятая и шестая группы, действительно, имеют высокую нагрузку, и платить 7% с оборота готовы до сотни плательщиков. Но на общей системе они не дадут и 3% в бюджет, зато добавят в личные бюджеты контролеров», – прогнозирует Продан.