Это альтернативный вариант зарегистрированного в июле нынешнего года народными депутатами Людмилой Денисовой, Максимом Поляковым, Ириной Ефремовой и др. аналогичного документа №4981.
Ключевой вопрос: зачем Ольга Богомолец «клонировала» законопроект о страховании? С одной стороны — это реальный способ оттянуть принятие решения по данному вопросу, который часто используется народными избранниками (чтобы заблокировать прохождение законопроекта, парламентарии регистрируют сразу по нескольку альтернативных вариантов, и тогда Рада обязана рассматривать каждый из них, на что уходят месяцы).
За примерами далеко ходить не надо. В июле экс-министр здравоохранения и главный врач Майдана Олег Мусий уже зарегистрировал свою версию законопроекта о медицинском страховании (№4981-1).
С другой стороны — в последнем варианте Богомолец немало новых предложений, которые могут существенно повлиять на наполнение медицинского пакета для каждого украинца.
Станут ли наши граждане здоровее, если у них все же появятся долгожданные страховки?
В чем разница
Стоит отметить, что вариант законопроекта от Ольги Богомолец заметно отличается от альтернативного документа. Во-первых, в нем прописано, что страховщик по государственной программе может быть только один — Фонд общеобязательного медицинского страхования, который будет иметь свои подразделения во всех регионах страны. Такое же предложение содержится в проекте Мусия, правда, по его версии, Фонд должен быть некоммерческой самоуправленческой организацией.
В законопроекте №4981 же предусмотрено наличие нескольких страховщиков. Ими могут стать зарегистрированные в Украине финансовые учреждения, которые получат соответствующую лицензию и являются членами саморегулирующейся организации страховщиков.
Кроме того, Ольга Богомолец предлагает сделать уполномоченным органом, курирующим вопросы медстрахования, Минздрав, тогда как ее коллеги хотят создать под этот проект новую госкомпанию. Чем может закончится тотальный контроль министерских чиновников над оплатой за лечение украинцев можно только догадываться, ведь сколько бы не менялось руководство ведомства, у общественности и пациентских организаций сохраняется к нему немало претензий. Поэтому громкие скандалы и разборки на тему «Куда пропали страховые деньги» вполне вероятны.
Создание новой независимой структуры в этом плане выглядит более перспективным, однако тут все зависит от того, как будет сформирована команда.
Согласно новому законопроекту №4981-2, министерство здравоохранения должно разрабатывать программу медицинского страхования раз в 3 года с возможностью ежегодно вносить в нее изменения. Для работы над программой будут привлекаться также другие страховщики, работающие на медицинском рынке. В предыдущей версии прописано ежегодное обновление программы. Этот нюанс является крайне важным для потенциальных пациентов, так как именно от наполнения программы зависит какой объем услуг они смогут получить за государственный счет — банальный анализ крови или недешевую плановую операцию.
Другой ключевой момент — источники финансирования. Ольга Богомолец, помимо работодателей и государства, хочет включить в список и рядовых страхователей, а это значит, с украинцев могут потребовать доплаты за страховки.
Олег Мусий дополнительно предлагает включить в перечень источников финансирования благотворительные взносы граждан и предприятий. По факту это то же самое, что и обязательные доплаты, ведь и сейчас многие медучреждения пытаются замаскировать откровенное вымогательство денег у пациентов под «благотворительность».
Как хотят лечить
Впрочем, эксперты, с которыми удалось пообщаться, утверждают, что наибольшие шансы получить депутатскую поддержку на сегодняшний день есть именно у законопроекта Ольги Богомолец, так как именно она курирует вопросы здравоохранения в Раде и имеет немалые лоббистские возможности.
Что же предлагает Богомолец рядовым гражданам? По ее версии, государственное социальное медицинское страхование должно работать по следующей схеме: за счет целевых страховых взносов будут аккумулироваться средства на страховую программу. За работающих граждан взносы должны платить работодатели (с возможностью доплаты самими сотрудниками), за неработающих — государство.
При этом, как пояснил адвокат ООО «ЮКК «Де-юре» Андрей Павлишин, законопроект №4981-2 не является чем-то новым в области общеобязательного медицинского страхования. Фактически, платежи на медицинское страхование будут повторять базу единого социального взноса, но расширенную за счет неработающих пенсионеров, студентов и детей до 16 лет.
Размер минимального страхового платежа будет устанавливать Верховная Рада в законе о государственном бюджете на следующий календарный год. Скорее всего, его будут определять исходя из размера минимальной заработной платы.
«Согласно законопроектам, которые ранее предлагались различными депутатскими группами, минимальный платеж или привязывался к фонду заработной платы (как и ЕСВ) и составлял 7%, или был установлен в необлагаемых налогом минимумах доходов граждан. По аналитике 2014 г., отчисления в Фонд общеобязательного медицинского страхования при ставке в 7% от фонда заработной платы составляли 60 млрд гривен. Так что есть за что побороться», — отметил Павлишин.
Впоследствии эти деньги планируется распределять между медицинскими учреждениями в качестве оплаты за оказанные украинцам услуги. При этом, как отметил Павлишин, доступ медучреждений к страховым деньгам может стать немалой проблемой. Ведь, согласно законопроекту, каждая поликлиника и больница будет обязана проходить специальную аккредитацию в Фонде. «А это неминуемо повлечет за собой коррупцию», — предупредил адвокат.
К тому же лечить бесплатно будут не все. Перечень конкретных страховых случаев будет разрабатываться отдельно и что в него может войти — пока загадка. Скорее всего, речь будет идти о скорой и неотложной помощи, медосмотрах, возможно, немногочисленных плановых операциях. Тут все зависит от конкретной суммы, на которую сможет претендовать среднестатистический украинец, и стоимости медицинских услуг, которую, кстати, также еще придется разработать и утвердить.
Но чтобы просчитать себестоимость каждой медицинской процедуры и бюджет лечения той или иной болезни, нужны протоколы лечения (какие обследования, процедуры, медикаменты нужны), а у нас они разработаны лишь для считанных заболеваний (скажем, онкологии). Для большинства недугов протоколов нет и сколько времени может занять их разработка и внедрение — неизвестно, говорит представитель общественной организации «Медицинский контроль» Игорь Щедрин.