«Курс денег» рассказывает, что на прошлой неделе в Верховную Раду подали законопроект № 1232-1 о налоговой амнистии для физлиц. Он предусматривает полное освобождение от ответственности тех граждан, кто до 2018 года получал некий доход и не платил с него налоги. Легальному бизнесу, однако, расслабляться не следует. Для него законодатели тоже припасли пару новшеств.
Что важно знать
Законопроект №1232-1 предусматривает введение так называемого «специального декларирования» физических лиц. С его помощью граждане, имеющие нелегальные (то есть, необлагающиеся налогом) доходы смогут получить налоговую амнистию и заплатить государству лишь 5% (или 10% в зависимости от ситуации) налога от суммы всех незадекларированных доходов.
Казалось бы, причем тут бизнес? Все дело в статье 21 все того же законопроекта № 1232-1. Она исключает из сферы его влияния налоговых агентов. Из этого следует, что контролирующие органы, исследуя специальные декларации физлиц, могут сверять задекларированные доходы с теми, которые декларант получал в качестве зарплаты. И если эта самая зарплата человеку поступала в конверте – все сразу станет очевидным.
Что грозит работодателю в данном случае
Доначисления 18% дохода с физлиц, которые должен был удержать с «конвертной зарплаты» работодатель, 1,5% военного сбора и 22% ЕСВ. А еще в придачу «предложат» уголовную ответственность руководителя по ст. 212 и 212-1 УКУ.
Таким образом, те юристы и адвокаты, которые осуществляют налоговый комплаенс в компаниях, уже сейчас должны проанализировать возможные налоговые риски для работодателя.
Отдельное внимание – на откаты
Имеет смысл проанализировать налоговую информацию своих сотрудников и для того, чтобы выявить среди них любителей брать откаты. Ведь если их обнаружит налоговая при проверке спецдеклараций, то у руководства компании она тоже поинтересуется, почему сотрудник получает больше, чем должен был. И если объяснения окажутся неудовлетворительными – штрафы, опять же, грозят всей компании.
Важно также изучить вероятность применения к спецдекларациям ваших сотрудников законодательства иностранных государств о преследовании коррупции за рубежом. Такими являются Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977), закон США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013), Закон Великобритании о взятках (UK Bribery Act).
Эти законы позволяют США или Великобритании привлекать к ответственности физических и юридических лиц других стран, если те, например, пытаются с помощью местных банков незаконно вывести средства. Или совершают другие неправомерные действия. Так, недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала немецкий Deutsche Bank на 16,2 млн долларов. Причина: участие в коррупционных схемах в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), которые нарушают законы Соединенных Штатов, преследующие коррупцию за рубежом. А если конкретнее, то утверждается, что банк предоставлял рабочие места родственникам иностранных государственных чиновников в попытке оказать влияние на чиновников, чтобы обеспечить бизнес для банка.
Украинская история также имеет подобные примеры. Компания Alfred C. Toepfer International Ukraine Ltd, 80% акций которой принадлежат агропромышленному гиганту из США Archer Daniels Midland, была оштрафована в 2013 г. на $17,8 млн за дачу взяток украинским чиновникам. Основой для этого послужил все тот же Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977).
Кроме этого, украинский бизнесмен на основании этого же закона подозревается в уплате $18,5 млн взяток индийским чиновникам для получения лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых, которые в дальнейшем должны были поставляться американской аэрокосмической корпорации. При этом американская прокуратура потребовала также конфисковать как $18,5 млн, так и активы компании, которая предположительно должна была выиграть этот конкурс.
И напоследок – еще один маленький нюанс. Пока неясна реакция банков на амнистированные средства. Особенно иностранных. Нет уверенности, что они захотят работать с такими активами.
Крайне важно учитывать этот риск при планировании своих финансовых операций.
Яков Воронин,
адвокат, доктор юридических наук, доцент