Редакцией ст. 24 КЗоТ, действующей с 01.01.2015 г., установлен новый порядок приема работника на работу для всех категорий работодателей. Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления органа ГФСУ о принятии работника на работу в порядке, установленном КМУ. Такой порядок утвержден постановлением КМУ от 17.06.2015 г. №413.
Напомним, что до утверждения КМУ порядка уведомления органы ГФСУ о принятии на работу работника узнавали из информации, которую работодатель указывал в таблице 5 Отчета по ЕСВ. То есть практически через месяц, а то и более, после фактического допуска работника к работе. Теперь же норму ст. 24 КЗоТ нужно будет выполнять жестко: работника нельзя будет допустить к работе без предварительного уведомления налоговиков о заключении трудового договора, о чем указывается в колонке 9 уведомления.
За нарушение этого требования работодателю грозит штраф по ст. 265 КЗоТ — в размере минимальной зарплаты (на сегодня — 1218 грн, с 1 декабря 2015 г. — 1378 грн). А ответственным должностным лицам работодателя и предпринимателям-работодателям — еще и админштраф по ст. 41 КоАП, в размере от 30 до 100 н. м. д. г. (510-1700 грн), а если физлицо уже подвергалось такому штрафу в течение года, то размер админштрафа возрастает от 100 н. м. д. г. до 300 н. м. д. г. (1700-5100 грн). Соответствующие штрафы на работодателей налагает не ГНИ, а орган Гоструда (ч. 4 ст. 265 КЗоТ), а админштрафы налагаются судом на основании составленных должностными лицами Гоструда протоколов (ст. 221, 255 КоАП).
Форма уведомления утверждена как приложение к Постановлению №413. Обратите внимание, что она предусматривает возможность подачи по нескольким вновь принятым работникам одновременно.
Подать уведомление в органы ГФСУ можно будет как в бумажном (если вновь принятых работников более 5 человек, то к бумажному экземпляру уведомления прилагается его электронная копия, вот только пока не ясно, в каком формате), так и в электронном виде (разумеется, в формате XML, с наложенными на него цифровыми подписями и печатью при наличии, но надо учесть, что созданного налоговиками шаблона электронной формы такого уведомления пока нет).
Постановлением №413 не предусмотрена подача уведомления по почте, но в то же время и не запрещена. А потому, если уведомление составляется только в бумажном виде, с точки зрения автора, его можно отправить рекомендованным письмом (разумеется, с описью вложения).
Как видно из формы уведомления, оно имеет два вида — один, назовем его условно, «начальный», и «удаляющий». Хоть разъяснений по заполнению уведомления пока нет никаких, практика заполнения налоговых отчетов подсказывает, что уведомление с отметкой во второй ячейке реквизита 2 «Тип» подается для отмены ранее поданных в орган ГФСУ данных, а с отметкой в первой ячейке — для первоначального уведомления и добавления ранее не указанных данных.
Данные о вновь принятых работниках отражаются в уведомлении персонифицировано, в разрезе их:
— ФИО,
— ИНН (или серии и номера паспорта),
— категории работника (1 — с трудовой книжкой, 2 — без трудовой книжки),
— номера и даты приказа о принятии на работу и запланированной даты фактического начала работы (допуска к ней), которая должна быть никак не раньше даты подачи уведомления, указанной в конце такого документа. Очевидно, теперь такая дата станет новым дополнительным реквизитом всех приказов о принятии работников на работу.
Внимание, физлица-работодатели: данные о заключенном трудовом договоре физлицо-работодатель не может указать в данном уведомлении (исходя из его формы), а значит, ему нужно будет издать соответствующий приказ (распоряжение).
Подписывает уведомление руководитель предприятия (или само физлицо-работодатель), а также главный бухгалтер (при наличии), заверяется оно печатью (так же при наличии).
Анна Быкова, "Дебет-Кредит"