Украинцев массово выживают с их мест работы. По данным, в роли жертвы в коллективе оказывались почти половина опрошенных респондентов (46%). Не выдержав критики, 55% таких затравленных сотрудников предпочли уволиться. «Из-за нездоровой атмосферы в коллективе в прошлом году уволилось в среднем на 10—15% человек больше, чем в 2011-м. Это связано с ростом конкуренции: коллеги ссорятся из-за повышения», — считает менеджер по подбору персонала столичного кадрового агентства Анна Цибульская.
Негативное отношение на работе проявляется в несправедливой критике (40% случаев), несправедливом распределении рабочих нагрузок и придирках (34%), в создании препятствий для работы (30%), а также — в агрессии и неприязни (27%), доносах и жалобах (28%), сплетнях (25%), насмешках «за спиной» (28%). При этом чаще всего (в 42% случаев) «вытравливают» сотрудников их непосредственные начальники. Конфликты между работниками — на втором месте (30%). «Проработав в банке 4 года, начальник предложил мне повышение. Но коллеги стали ставить палки в колеса: на должность давно претендовала сотрудница, которая работала дольше. Но у нее не было так много опыта, как у меня. Обстановка настолько накалилась, что однажды чуть до драки не дошло. В итоге я решила уволиться», — сказала уже экс-сотрудник банка Алина Яремчук.
По мнению кадровиков, уладить конфликт в коллективе (если он не между боссом и подчиненным) поможет вмешательство третьей стороны — руководителя. Однако в 47% случаев, по данным HH, директор не вмешивается в разборки подчиненных. Психологи советуют помнить три простые правила. «Нужно понять причину и следствие конфликта. Затем — оценить свои энергетические ресурсы: стоит ли овчинка выделки. И только после этого принимайте решение: оставаться и бороться или менять место работы», — считает психолог Олег Покальчук.