• Посилання скопійовано

Чим обернеться для бізнесу новий закон «Про зайнятість населення»

Існує думка, що нові українські правила роботи ринку праці - одні з найбільш передових у всій Європі. Чи так це?

Чим обернеться для бізнесу новий закон «Про зайнятість населення»

С 1 января 2013 г. вступает в силу закон «О занятости населения». Министерство социальной политики убеждено, что новый документ создаст в Украине «сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест». Вряд ли все прям уж так хорошо, но документ действительно должен стать шагом вперед в борьбе с безработицей.

Прежде всего, потому что он стимулирует работодателей трудоустраивать неконкурентоспособных граждан. К примеру, большинство украинских работодателей не готовы обучать специалиста с нуля, взяв студента на стажировку. Чтобы переломить этот тренд, закон стимулирует трудоустройство выпускников вузов и профтехучилищ. Согласно ему, работодатель сможет не выплачивать зарплату в период стажировки, или, платя ее, не делать в этот период отчислений единого страхового взноса.

Но речь – не только о молодежи. Закон предусматривает много шагов «навстречу» матерям-одиночкам, инвалидам, людям предпенсионного возраста. К примеру, он гарантирует, что расходы предприятий на уплату единого страхового взноса (в среднем 41,2%) из заработной платы таких сотрудников будут компенсироваться за счет средств Фонда социального страхования.

Другой пример. Если малое предприятие трудоустроит безработного не меньше, чем на 2 года, то в течение первого года будет получать компенсацию за каждого такого сотрудника. А если его все же уволит, то должно будет возместить казне полученные средства. Правда, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен быть трудоустроен через Государственную службы занятости. А значит, ее роль и влияние на украинском рынке труда возрастет.

Помощь наполовину

В законе также позаботились о людях предпенсионного возраста, после 45 лет. Во-первых, отныне в объявлениях о вакансиях запрещено указывать пол, возраст и запрашивать данные о личной жизни специалиста. Во-вторых, если украинцу больше 45 лет и его специальность больше не пользуется спросом на рынке, он сможет получить ваучер на 12 тыс. грн. на обучение новой специальности.

Но эта новация вызывает много скептицизма. Во-первых – если требования о возрасте не упоминаются в объявлении, это не значит, что их нет на самом деле. Да и механизм контроля за реализацией этого положения пока не предусмотрен. Зато из-за этой новации с начала 2013 г. существенно увеличится время, затраченное компанией на поиск нужного специалиста, и соискателем – на поиск работы. Ведь теперь рекрутерам и компаниям по трудоустройству придется отсеивать большее количество заведомо неподходящих кандидатов.

Во-вторых, закон не прописывает, где будет проходить переквалификация «устаревшего» специалиста и где госбюджет возьмет средства на ее финансирование? Пока похоже на то, что «новость» о ваучере была всего лишь инструментом предвыборной кампании и теперь приведет к росту налогового давления на бизнес.

Даешь выше зарплату

Еще один важный момент нового закона – его попытка стимулировать рост количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.

Каким именно образом? Согласно закону, если компания создает рабочее место и зарплата нового сотрудника превышает три минимальные зарплаты (с 1 января 2013 г. минимальная з/п – 1176 грн. – Forbes.ua), в следующем году она сможет на 50% уменьшить размер единого страхового взноса за каждого трудоустроенного. Правда, лишь при условии, что будет платить им такую зарплату не меньше 12 месяцев. Если же нет, или же компания сократит штат за счет увольнения другого сотрудника – право на подобную компенсацию она сразу же потеряет.

Но даже и без того такая норма может быть не так уж интересна украинскому бизнесу. Просто потому, что экономия в размере 50% единого социального взноса от зарплаты в размере трех «минималок», то есть 3306 грн., составит всего 606,65 грн. Зато объем бюрократических процедур возрастет в разы. К тому же разногласия в вопросах возмещения единого страхового взноса создадут больше судебных разбирательств, чем рабочих мест. А потому, предчувствую, что многие компании сочтут, что им легче и дальше платить ниже этого уровня и просто не ввязываться в бумажные проволочки.

Посредникам будет туго

Компании по трудоустройству служат своеобразным «Ноевым ковчегом» для предприятий и сотрудников во времена кризисов и перемен. К примеру, временное трудоустройство – это часто единственная возможность сезонного заработка для некоторых категорий украинцев, и оптимальное финансовое решение для компаний, которым содержать большой штат круглый год нерентабельно и бессмысленно.

Но теперь, чтобы нанять сотрудника на сезонную работу, нужно будет заключать дополнительные коллективные договоры, и главное – платить зарплату не ниже той, что получают штатные сотрудники. Захотят ли работодатели в таких условиях пользоваться подобной услугой, и как будут выходить из ситуации украинцы, лишенные сезонных заработков? Ответов на эти вопросы пока нет.

К тому же изменится и механизм лицензирования агентств по временному трудоустройству. Теперь будет действовать неясная система выдачи разрешений. До сих пор никто не знает ни схемы их получения, ни срока действия разрешений, как неизвестно и то, будут ли они платными. В таких условиях слишком велик риск для роста коррупции, невыгодной ни компаниям, ни сотрудникам.

Да и в целом закон создает много нового для бизнеса по поиску персонала.

С одной стороны, впервые в украинском законодательстве появились такие слова, как «аутстаффинг», «рекрутинг», «аутсорсинг».

С другой – Кабмин попытался взять рынок этих услуг под беспрецедентный контроль. К примеру, теперь компаниям придется подавать в Минсоцполитики данные о числе трудоустроенных лиц, а Службе занятости поручено вести реестр этих компаний. К тому же отныне услуги посредника по трудоустройству сможет оплачивать только работодатель. То есть деятельность «кадровых агентств», агентств, взимающих с граждан плату за содействие в трудоустройстве, окажется незаконной. Почему? Чтобы защитить соискателей от мошенничества, гарантировав, что в вопросах трудоустройства они сотрудничают с реальным работодателем.

Другими словами, условия для работы компаний очень ужесточатся. И выжить в таких условиях смогут лишь самые конкурентоспособные и крупные рекрутинговые компании. Остальным, скорее всего, придется просто уйти.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Праця та соціальний захист/Оплата праці

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Оплата праці»