Правительство уверяет, что в Украине состоялась "налоговая реформа". Мы постарались разобраться, как реформа повлияла на "зарплатные" налоги: больше или меньше стали платить работающие украинцы? И кто выиграл от такого реформирования - малообеспеченные, средний класс или наиболее высокооплачиваемые сотрудники?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы сравнили налоговую нагрузку в прошлом и этом году.
Для начала небольшой ликбез по налогообложению зарплат.
В Украине с зарплаты взимаются:
1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
2) военный сбор;
3) единый социальный взнос (ЕСВ) с работника.
Дополнительно ЕСВ также уплачивается работодателем за своих работников.
Если упрощенно, то взимание налогов с зарплат у нас сейчас происходит по четырем основным схемам и зависит от размера заработной платы (см. табл. "Зарплатные" налоги 2015).
1. Первая схема касается самых маленьких зарплат, которые не превышают 1,4 прожиточного минимума (сейчас 1 710 грн). В этом случае применяется налоговая социальная льгота: прежде чем рассчитывать размер НДФЛ, из зарплаты вычитается половина прожиточного минимума - 609 грн.
2. Вторая схема наиболее распространенная. Под нее подпадают зарплаты в размере от 1,4 прожиточного минимума до 10 минимальных зарплат, то есть от 1 710 до 12 180 грн. Эта схема не предусматривает никаких льгот, как, впрочем, и никакой повышенной нагрузки.
3. Третья схема применяется, если зарплата больше 10 минимальных зарплат, но меньше 17 прожиточных минимумов (20 706 грн) В этом случае применяются две ставки НДФЛ: обычная 15% (на сумму в размере 10 минимальных зарплат) и повышенная 20% (на сумму превышения).
4. Четвертая схема - для самых высоких зарплат, которые превышают 20 706 грн (17 прожиточных минимумов). Тут также используются две ставки НДФЛ. Но есть бонус: с суммы, превышающей 17 прожиточных минимумов, ЕСВ не взимается (ни с работника, ни с работодателя).
Сразу "убью" интригу: вопреки ожиданиям, "налоговая реформа" мало изменила принцип налогообложения зарплат (поэтому это словосочетание и употребляется в кавычках). К тому же показатели прожиточного минимума и минимальной зарплаты остались на уровне прошлого года (до декабря). Поэтому абсолютное большинство работающих украинцев вряд ли что-то заметят, особенно учитывая значительное снижение покупательной способности.
Есть одно нововведение, которое затронуло всех без исключения: это военный сбор (фактически, это разновидность НДФЛ). Вообще-то он действует еще с августа 2014-го. Тогда планировалось, что это только до конца года, теперь же он останется до "завершения реформы Вооруженных Сил Украины". Военный сбор взимается со всех зарплат - и маленьких, и больших - в одном и том же размере (1,5%).
Кое-что изменилось в налогообложении маленьких зарплат, но эта норма касается работодателей, а не сотрудников. Теперь, если зарплата по основному месту работы меньше минимальной, работодатель все равно должен заплатить ЕСВ как с минимальной.
Что касается больших зарплат, то ставка НДФЛ выросла с 17 до 20%.
Надо признать, что Кабмин попытался реформировать уплату ЕСВ работодателем. "Реформа" предложила применять к ставке ЕСВ понижающий коэффициент (0,4). Подвох в том, что пониженную ставку около 16,4% могли использовать только те компании, которые выполнят ряд условий. Особого интереса к подобному предложению со стороны предпринимателей пока что не заметно. Поэтому наиболее вероятно, что большинство предприятий продолжат платить ЕСВ по старым правилам.
Сравнив фактические налоговые отчисления с зарплат разного уровня, можно констатировать, что и богатые, и бедные украинцы стали отдавать государству со своих трудовых доходов больше. Украинцев с зарплатами повыше изменения все-таки коснулись чуть сильнее (из-за ставки НДФЛ 20%) Правда, ненамного. На "налоговую реформу" все это явно не тянет.
Рассчитать сумму уплаченных каждым налогов ("зарплатных" и не только) можно на сайте Цена государства (http://costua.com/calculator).
Примечание: Порядок налогообложения зарплат может отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей работников и профессий.
Юлия Шибалкина, экономист
исследовательского центра СASE Украина и инициативы Цена государства