В кризисные периоды люди переживают стресс, страх, огорчение, неуверенность, беспокойство. Сегодня в обществе уровень напряжения зашкаливает, поэтому сотрудники не могут демонстрировать хорошие результаты на работе. Однако именно в такой период каждой компании нужны успешные результаты. При дефиците ресурсов и финансирования, которые были доступны в более благополучный экономический период, компании вынуждены акцентировать свое внимание на эффективности деятельности: важно получить максимальную выгоду за счет имеющихся ресурсов.
Таким образом, на первый план выходит оптимизация эффективности персонала, под которой подразумевается:
- вовлеченность персонала. Сегодня приобретают острое значение произвольные усилия сотрудников. Ценность людей, которые готовы прилагать дополнительные усилия в своей работе, неоспорима;
- компаниям нужны лидеры, которые будут вдохновлять сотрудников. С помощью них персонал начинает работать осмысленно и целенаправленно. Компании делают фокус на увлеченное лидерство, но что подразумевается под словом "увлеченное" или "страстное" (от англ. passion)?
Увлеченность работой
Люди, у которых увлеченное отношение к работе, ищут для себя сложные задачи, любят учиться и гордятся хорошо проделанной работой. Они энергично стремятся улучшить все вокруг себя и постоянно повышают собственную планку эффективности.
"Вы не можете заставить сотрудников почувствовать увлеченность работой, эмоции невозможно навязать извне, но эффективные лидеры могут создать особую среду, где сотрудники будут понимать организационные цели и свой вклад в их реализацию", - говорит менеджер по работе с клиентами международной консалтинговой компании Ирина Вольницкая.
Поэтому стоит детальнее рассмотреть понятие лидерства и увлеченности, проследить их взаимосвязь. Только компании и лидеры, которые действительно увлечены своим делом, могут создать выдающиеся организации. "Увлеченные лидеры вдохновляют и мотивируют своих сотрудников, т. е. создают ясность, ориентируют персонал на эффективную реализацию целей, делают упор на долгосрочную перспективу, коммуницируют позитивное видение, выстраивают доверительные отношения", - говорит эксперт.
По ее словам, посредственный уровень эффективности дорого обходится компании и скрывает в себе риски для бизнеса. А именно: среднестатистические сотрудники выдают результат, но не слишком высокий — достаточный, чтобы не возникало проблем, но как раз это и опасно для компании. Организация, в которой работает слишком много сотрудников со средним уровнем эффективности, теряет свое конкурентное преимущество.
Было подсчитано, что эффективный сотрудник приносит компании в 3 раза больше прибыли, чем среднестатистический — на любой должности, в любой отрасли. Так, эффективный менеджер по продажам делает объем продаж, в 3 раза превышающий показатель его менее успешных коллег. Отличный IT-специалист работает в 3 раза эффективнее других и т. д.
Что отличает выдающихся сотрудников от среднестатистических?
"Все исследования, проведенные за последние 30 лет, свидетельствуют о том, что разница между выдающимся и средним сотрудниками на 80 % обусловлена уровнем развития эмоционального интеллекта (EQ)", - рассказывает Ирина Вольницкая.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, для того чтобы мотивировать самих себя, управлять своими эмоциями и отношениями. Именно в сфере управления отношениями эмоциональный и социальный интеллект становятся наиболее видимыми окружающим.
Результаты 30-летних исследований международной консалтинговой компании подтверждают то, что лидеры очень сильно влияют на эффективность. Уровень произвольных усилий, которые готовы прикладывать сотрудники, на 45% зависит от поведения руководителя.
Подтверждение того, что уровень эффективности во многом зависит от руководителя, мы видим каждый день. "Вспомните своего самого плохого и самого хорошего руководителя, и каким был уровень вашей эффективности в том и другом случае. Прилагали ли вы дополнительные усилия в работе, предлагали ли новые идеи, могли ли вы пойти на риск, и насколько вам нравилось работать в том и другом коллективе?", - отмечает менеджер.
Ключевые качества лидера
Специалисты на основе многолетней работы определили ключевые качества, которые будут отличительными особенностями личности лидеров, так сказать, завтрашнего дня. А именно:
- Концептуальное и стратегическое мышление.
- Этика: верность принципам, искренность.
- Обеспечение лояльности.
- Руководство коллективами сотрудников в матричных организациях.
- Настоящая командная работа внутри и за пределами организации.
Ирина Вольницкая подчеркнула, что увлеченность своим делом рождает мотивацию, которая необходима для активной практики. Лучшие таланты могут практиковаться в своем деле долго и усердно, более интенсивно, чем другие, именно потому, что они занимаются любимым делом.
Если увлеченность зажигает ваш интерес, то упорство и самодисциплина помогают двигаться дальше. Если вы не любите свое дело, вы не будете выкладываться на работе. И когда человек горит и болеет за свое дело, слов "это невозможно" для него просто не существует.
"Наше поведение зависит от наших мыслей и внутренних убеждений. Мы сами решаем, каким образом думать и какой стиль лидерства использовать. Несмотря на текущую сложную ситуацию, можно быть увлеченным лидером, который заряжает окружающих оптимизмом, вдохновляет, дает возможность почувствовать гордость за свою работу и желание прилагать дополнительные усилия", - объясняет эксперт.
Ирина Малык