• Посилання скопійовано

День знань про чужі багатства: що і про кого розповість електронне декларування

Що можна знайти в е-деклараціях, і якими можуть бути наслідки для бізнесу

День знань про чужі багатства: що і про кого розповість електронне декларування

С первого сентября все политики и чиновники обязаны ежегодно подавать электронные декларации путем заполнения формы на сайте Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции. Прошедшие с тех пор две недели были заполнены горячими дебатами ВИП-персон и активистов различных общественных организаций, регулярными «отчетами» о то и дело возникающих сбоях в системе электронного декларирования и оглашением поименных списков первых «смельчаков». При этом для общественности за кадром остался ответ на вопрос: а что же это, собственно, такое – это многострадальное электронное декларирование, кто подпадает под обязательность его применения и к каким последствиям это может привести. Специально для Forbes адвокат Денис Бугай постарался пролить свет на самые основные нюансы данного нововведения.

Декларирование – это публичное заявление об имуществе, доходах и финансовых обязательствах. Цель – обнаружение незаконных доходов и коррупционных рисков, а также ориентир для сравнения соответствия образа жизни чиновника его имеющимся доходам.

Что и о ком мы прочитаем в Е-декларациях, и какая ответственность за обман?

 

Кто обязан подавать декларации? Субъекты декларирования

Запуск системы состоится в две очереди.

Первая очередь: до 1 ноября 2016 года

Высшие государственные должностные лица – Президент его советники, Глава АП и заместители, члены КМУ, министры и их заместители, руководство НБУ, ФГИУ, НКЦБФР, АМКУ, ЦИК и другие, а также депутаты Верховной Рады Украины.

Все судьи, прокуроры, члены квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции, сотрудники НАБУ и абсолютно все следователи (прокуратура, полиция, налоговая милиция).

Вторая очередь: с 1 января 2017 до 1 апреля 2017 года

Депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления (секретари и председатели городских и сельских советов, мэры, члены исполкомов) и все государственные служащие. Сотрудники всех правоохранительных органов.

Должностные лица юридических лиц публичного права. К этой категории относятся руководители и ключевые менеджеры государственных предприятий ( «Укроборонпром», «Укрзализныця», «Укрпочта»), а также руководство государственных университетов.

Интересная особенность: в этом перечне нет руководителей государственных акционерных компаний и государственных предприятий, которые прошли процедуру корпоратизации. Мы не увидим деклараций руководителей НАК «Нафтогаз Украины», «Укргаздобычи», «Укртрансгаза», ОПЗ, «Укрнафты», а также деклараций менеджмента государственных банков (Укрэксимбанк, Ощадбанк, Укргазбанк и др.). Уверен, это техническая ошибка разработчиков, которые недосмотрели, что акционерные общества не являются лицами публичного права.

Возвращаясь к лицам со статусом политика и государственного служащего, следует отметить, что декларации подадут не только «текущие» чиновники, но и лица, которые претендуют на должность или которые занимали ее в течение прошлого года. То есть, мы увидим состояние не только действующих министров и текущего главы Администрации президента, но также их недавних предшественников.

 

Объекты декларирования

О чем и о ком должны написать в своих декларациях VIP лица государства?

К объектам декларирования относится:

1. Недвижимость, в том числе незавершенное строительство, движимое имущество (стоимостью от 121 800 грн), автомобили, объекты интеллектуальной собственности.

2. Ценные бумаги, корпоративные права, юридические лица, где декларант является фактическим контролером.

3. Деньги (наличные, депозиты, вклады), банковские металлы, доходы (заработная плата, гонорары, дивиденды, проценты, роялти, подарки)

4. Финансовые обязательства (кредиты, займы, обязательства по договорам лизинга, страхования, пенсионного обеспечения).

Если коротко, то абсолютно все имущество подлежит декларированию, и не только драгоценности, ювелирные изделия и антиквариат, но и предметы роскошного гардероба, дорогая бижутерия, домашний кинотеатр и содержание винного погреба.

Но самый большой «сюрприз» – это то, что декларированию подлежит не только имущество, принадлежащее декларанту лично, а также имущество, которое принадлежит/находится в пользовании членов его семьи. При этом, закон достаточно смело трактует вопрос семейственности, значительно шире Семейного кодекса и традиционного понимания семьи.

К членам семей закон относит:

Во-первых: родителей декларанта, мужа/жену, их детей, в том числе совершеннолетних. Если дети уже взрослые, живут самостоятельной жизнью и в ней преуспели – это не снимает с родителей-чиновников обязанности заполнять декларацию по средствам их потомков.

Во-вторых: лиц, находящихся под опекой и попечительством. С первого сентября «представление» с бабушкой-миллионершей, на которую оформили холдинг, решением суда признали недееспособной, а декларанту дали право управлять ее имуществом – не пройдет.

В-третьих: лиц, которые совместно проживают, а также связанные общим бытом, имеют взаимные права и обязанности семейного характера, в том числе лиц, которые совместно проживают, но не состоят в браке. Под этой сложной формулировкой «прячутся» так называемые гражданские мужья и жены – даже в том случае, если декларант официально состоит в браке с другим лицом.

Что делать, если вы владелец бизнеса, а ваша жена/муж, родители, дети – субъекты декларирования? Особенно этот вопрос актуален, когда вы self-made бизнесмен, а член вашей семьи – менеджер среднего звена государственного органа и фактически занимается этим ради самореализации.

Закон позволяет члену семьи отказаться от предоставления информации для декларирования, о чем делается специальная оговорка в декларации. В таком случае Агентство в обязательном порядке проводит дополнительную проверку декларации и образа жизни такого чиновника.

Для декларантов первой категории есть еще одна плохая новость. В их декларациях дополнительно должно быть отражено имущество третьих лиц, не являющихся членами их семьи, то есть абсолютно посторонних лиц.

Народные депутаты, первые лица государства, министры и руководители центральных органов власти, обязаны декларировать право на получение дохода от имущества третьих лиц или возможность прямо или косвенно совершать действия, тождественные по смыслу осуществления права распоряжения им.

Они будут вынуждены показать компании и недвижимость (не только в Украине), яхты и самолеты, которые фактически являются их собственностью/находятся в постоянном пользовании, несмотря на то, что они формально принадлежат офшору с малоизвестным бенефициаром.

Институту номинальных держателей приходит конец. Указанная формулировка значительное шире даже чем определение контроля в понимании антимонопольного законодательства.

 

Мотивация быть открытым – административная и уголовная ответственность

Закон содержит высокую мотивацию подавать и быть максимально откровенным в своих декларациях – административную и уголовную ответственность.

Несвоевременное представление декларации будет наказываться штрафом (850 – 5100 грн), повторно – лишением права занимать определенные должности сроком на один год.

Предоставление заведомо недостоверных сведений (если такие сведения отличаются на сумму до 362 500 грн) – штраф от 17 000 до 42 500 грн.

Если ошибки и нежелание подавать декларацию носят умышленный характер или в случае приобретения служащим в собственность активов, законность приобретения которых не подтверждена доказательствами, а также в случае передачи им таких активов любому другому лицу – штраф или до двух лет тюрьмы. При этом, в обязательном порядке, дополнительно применяется запрет три года занимать высокопоставленные должности.

Мониторинг будет осуществляться Нацагентством по вопросам предотвращения коррупции и безусловно станет широким полем для работы не только общественных расследователей, а также средством конкурентной борьбы

Новый для Украины инструмент – мониторинг образа жизни декларанта – будет дополнительным стимулом сдерживать себя от демонстрации финансовых успехов карьеры чиновника. Советское понятие «жить на нетрудовые доходы» возвращается в оборот украинцев.

Мониторинг будет осуществляться Нацагентством по вопросам предотвращения коррупции и безусловно станет широким полем для работы не только общественных расследователей, а также средством конкурентной борьбы за место под куполом, «ресурсную» должность, губернаторское кресло или полномочия руководителя «перспективного» госпредприятия.

Е-декларирование также «поднимет» корпоративную завесу со структур холдингов депутатов и VIP-чиновников. И, безусловно, даст новые поводы «желтой прессе» смаковать личную жизнь декларантов, особенно из раздела «лица, проживающие вместе, но не находящиеся в браке». Но зато будущие наследники нетрудовых доходов родителей-чиновников станут более сдержанными в своем желании показывать в Instagram аккаунтах обыденность обучения в Лондоне и тяготы отдыха на Лазурном Побережье.

Джерело: Forbes.ua

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»